Заикание – Симптомы Причины Факторы Риска — Профессиональная Помощь

Заикание

Заикание – Симптомы Причины Факторы Риска — Профессиональная Помощь

Заикание (balbuties) — распространенный невроз, при котором страдает непрерыв­ность, плавность речи вследствие возникновения судорожных движений в мышцах, принимающих участие в акте речи.

Все прочие — неречевые — дви­жения этих мышц у заикающихся осуществляются нормально. Это расст­ройство стоит, таким образом, близко к профессиональным дискинезиям.

Симптомы и течение заикания

Начинается заикание в возрасте 4—8 лет. Мальчики страдают им чаще, чем девочки (соответственно 70% и 30%). Болезнь проявляется непроизвольными судорожными задержками во время речи, из-за которых говорящий многократно повторяет один звук или сов­сем не может начать речь.

Судороги возникают чаще перед началом слова, реже — посреди его, но всегда только на согласных звуках. При волнениях речь значительно ухудшается.

Отдельные звуки хорошо произносятся даже лицами с тяжелым заиканием; расстройство проявляется только при сочета­нии звуков в слова, что отличает заикание от косноязычия, являющегося именно литеральным дефектом.

Судороги могут отсутствовать или быть значительно слабее при некоторых формах речи, например пении, декламации, шепоте, при шуме, речи наедине, игре на сцене. Описаны случаи, когда сильно заикавшиеся люди, выступая на сцене, говорили так свободно, что у зрителей не возникало даже мысли об их недостатке.

Демосфен, страдавший тяжелейшим заиканием, добился, как известно, того, что произносил свои речи совершенно плавно, но при этом он всегда подражал Периклу голосом, дикцией и жестикуляцией. Маска Перикла была необходимым условием успешного превращения беспомощного заики в покоряющего оратора.

Факты подобного рода ярко подчеркивают место психогенного фактора в этиологии, патогенезе и лечении заикания.

Повторение слов и фраз вслед за говорящим (отраженная речь) удается больному сравнительно легко.

Кроме судорожных движений в мышечном аппарате речи (локальные судороги, относящиеся к первичным явлениям заикания), при выраженном заикании наблюдаются и более распространен­ные содружественные движения произвольной мускулатуры лица, туловища и конечностей, изменение ритма, силы и глубины дыхательных экскурсий, которые должны якобы облегчить заикающемуся акт речи. С этой же целью, а также для того, чтобы несколько скрыть тяжесть дефекта, больные встав­ляют в свою речь много лишних слов, которые произносятся ими легко: «вот», «как его», «это», «так сказать».

Заикающиеся испытывают страх перед разговором, особенно боятся неко­торых «трудных» звуков. Интересно, что эти «трудные» звуки иногда быстро меняются. Больной, который до этого испытывал затруднение на звуках «п», «м», «к», вдруг замечает, что он не в состоянии выговорить слово с на­чальной буквой «в».

Психическое состояние больных обычно угнетенное, они тяжело пережива­ют свой дефект. Окружающие нередко своим отношением к больному спо­собствуют нарастанию депрессии.

Заикающийся, пытающийся силой или с помощью различных вспомогательных движений, облегчающих словечек и звуков как-то исправить или замаскировать дефект речи, часто подверга­ется насмешкам.

Плачевные результаты такого отношения к больному обыч­но скоро сказываются ухудшением расстройства речи и его душевного сос­тояния.

Протекает заикание различно. Появившись в дошкольном периоде, оно может довольно быстро прекратиться. В большинстве случаев болезнь при­нимает хроническое течение, ухудшается в школьные годы и достигает наи­высшего развития в юношеском возрасте.

Постепенно выступают вторичные явления болезни, связанные с невротической реакцией на дефект речи, безус­пешным стремлением преодолеть или по крайней мере замаскировать его. После 24—25 лет заикание большей частью начинает ослабевать.

В зре­лом и в пожилом возрасте заикание — большая редкость.

Причины заикания

Начало заикания нередко связывает­ся с отрицательными эмоциями, перенесенной острой инфекцией, ‘механичес­кой травмой, упадком питания, переутомлением.

Может иметь значение также подражание кому-нибудь из окружающих. Несомненно, однако, что все перечисленные факторы способны вызвать стойкое заикание только у детей, предрасположенных к такому расстройству речи.

Нередко отчетливо выступает роль наследственности.

По вопросу о патогенезе заикания высказывались самые различные взгля­ды.

С позиций патофизиологии высшей нервной деятельности заикание рассматривается как следствие нарушения правильного взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в деятельности речедвигательного анализатора. Возникнув однажды, дефектная речь связывается прочными патологическими условными рефлексами с определенными ситуациями.

Диагноз

Заикание надо отличать от чрезмерно быстрой, «пулеметной» речи (tachylalia, battarismus), при которой нет ни речевых судорог, ни за­держек, ни страха перед речью.

Субъекты с «пулеметной» речью нередко встречаются в семьях заик.

Истерическое «заикание» отличается от истин­ного тем, что возникает оно обычно у взрослых людей, страдающих истери­ей, под влиянием сильного переживания и довольно хорошо поддается суг­гестивной терапии.

Лечение заикания

Комплексная терапия заикания должна включать лечение невроза, лежащего в основе дефекта речи, и воздействие на само заикание. Чаще всего заикание связано с психастенией или невротическими состояния­ми, близкими к ней, с выраженной навязчивостью. О лечении общих невро­зов было сказано выше.

Для воздействия на дефект речи необходимо прежде всего объяснить больному, в чем сущность и каковы причины его болезни.

Он должен понять и проникнуться убеждением, что никакой органической патологии у него нет, что основную роль в патогенезе болезни играет психо­генный фактор, в частности, страх речи, тревожное отношение к попытке говорить как к эксперименту, почти наверняка осужденному на неудачу. Надо внушить больному веру в возможность исцеления.

Хорошо рассказать ему о роли в его дефекте патологических условных рефлексов, если культур­ный уровень больного позволит ему понять соответствующие физиологичес­кие рассуждения. От него надо требовать, чтобы он старался говорить не спеша и только тогда, когда содержание речи уже продумано.

Первое время больному рекомендуют по возможности не разговаривать вне часов занятий в течение 8—10 дней, чтобы дать отдых аппарату речи. Молчание и ограниченное пользование речью должно содействовать угаса­нию патологических рефлексов со стороны речи на ситуации, ставшие услов­ными раздражителями для заикания.

Чтобы воспитать нормальную речь, больному предписывают гимнастику речи: утром и вечером он должен, бу­дучи один в комнате, в течение 10—15 мин читать по книге вслух самому себе знакомый текст — стихи (в начале курса лечения) или прозу (позднее).

Чи­тая наедине, больные обычно не заикаются; таким образом, они привыкают к тому, что могут произносить слова и фразы не заикаясь. Можно проводить с больными упражнения в отраженной речи (больной повторяет за врачом или его помощником тексты различной трудности).

Основное место в лече­нии логоневроза занимает психотерапия, которая проводится в форме убеж­дения и внушения в бодрствующем состоянии. Гораздо реже применяется гипноз — главным образом для того, чтобы освободить больного от страха речи.

Специальное лечение-заикания осуществляется в школьных логопедичес­ких пунктах, в логотерапевтических кабинетах психоневрологических дис­пансеров и детских поликлиник. Работа логопеда ставит своей задачей обу­чить заикающегося замедленной и плавной речи.

Проводится эта работа под общим руководством психоневролога. Очень важны групповые занятия с использованием декламации, чтения вслух, пения, шепота и других форм речи.

В некоторых городах (Москва, Санкт-Петербург, Харьков) имеются специ­альные стационары для лечения особенно тяжелых форм заикания.

При появлении первых признаков заикания ребенка следует показать психоневрологу. Родителям ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на дефектах его речи, а тем более заставлять повторять неудачно сказанное слово, чтобы добиться правильного произнесения его.

Самое луч­шее, что могут сделать в таких случаях старшие в семье, это игнорировать неудачи ребенка в речи, «не замечать» их и ограничиваться только требова­нием разговаривать не спеша. Врачу не надо торопиться с диагнозом: заи­кание. В преддошкольном периоде, когда у ребенка аппарат речи еще не вполне окреп, возможны атаксия речи и другие дефекты ее, которые прохо­дят бесследно по мере роста.

В таких случаях от врача требуются только ме­роприятия по профилактике заикания, в частности, предупреждение ятрогении.

Источник: http://surgeryzone.net/nevrologia/zaikanie.html

Разновидности болезни

Чтобы знать, как вылечить заикание, нужно иметь представление о разновидностях этого заболевания. Различают две формы заикания:

  1. Тоническая. Данное заикание проявляется в виде пауз в устной речи.
  2. Клоническая. Во время разговора человек многократно повторяет какой-либо отдельный звук, целое слово или слог.

Судороги могут возникать как на вдохе, так и на выдохе. В связи с этим их классифицируют на экспираторные и инспираторные.

Также существует виды заикания, в зависимости от первопричин их появления:

  • Эволюционный тип. Он в свою очередь подразделяется на невротическое заикание и более простой вид – неврозоподобное.
  • Симптоматический.

Причины и факторы возникновения заикания 

Относительно причин данного заболевания до сих пор существует множество мифов и теорий. Прежде всего, выделяют различные дефекты в нервной системе человека.

Этому может способствовать наследственная составляющая, родовые травмы, сложная беременность или общая болезненность ребенка в раннем детстве.

Заикание у детей может также проявиться как осложнение после перенесенной тяжелой болезни.

Другая причина, которая по большей части касается заикания у взрослых, – это частое переутомление, стресс, чрезмерная тревожность и впечатлительность. Такое заикание у взрослых проявляется в состоянии сильного психоэмоционального возбуждения или как следствие нервных переживаний.

Признаки и симптомы

Не заметить заикание у детей или взрослых сложно: в устной речи появляются блоки в виде вынужденных пауз, иногда возникают повторения слогов или букв, возможно растягивание отдельных звуков. Нередко заикание сопряжено с тревогой и напряжением лица, гримасами или нервным тиком.

Первыми настораживающими симптомами заикания можно назвать состояние, при котором ребенок начинает запинаться перед тем, как хочет что-то сказать.

Неуверенная и прерывчатая речь в период от 2 до 7 лет является вариантом нормы – ребенок может спешить выразить свою мысль, однако речевой аппарат еще не настолько развит, чтобы сделать это быстро и без запинок.

Однако слишком частые задержки в начале речи должны вызвать беспокойство у родителей.

Очевидными симптомами развивающегося заикания можно назвать следующие факторы:

  • Повторение слов, слогов или звуков, случающееся многократно.
  • Избегание общения в определенных ситуациях.
  • Расстроенный вид при попытке что-то сказать.
  • Пролонгирование звуков.
  • Подъем громкости голос в речи без должной смысловой нагрузки.
  • Чрезмерное напряжение мышц лица и шеи во время разговора.

Осложнения при заболевании

Заикание у детей неплохо поддается корректировке на начальной стадии. Если не принимать никаких мер, ребенок может вырасти неуверенным в себе, он может сознательно избегать общения, страдать социофобией.

Диагностика

Для постановки диагноза “Заикание” следует посетить логопеда и невролога. Обычной беседы с этими специалистами достаточно для определения болезни и ее стадии. Однако по необходимости могут быть назначены дополнительные исследования в виде компьютерной или магнитно-резонансной томографии, УЗИ и пр.

Лечение

Опытные врачи знают, как избавиться от заикания. Для этого существует ряд современных техник, основанных на трех базовых подходах – релаксации, внушении, отвлечении внимания. Однако одновременно должны применяться и другие способы лечения данного заболевания.

Методы лечения

Относительно методов терапии заикания, можно выделить следующие направления:

  1. Медикаментозное лечение (прием специальных препаратов, назначенных лечащим врачом).
  2. Физиотерапевтические процедуры (сюда же входят техники восточной медицины – иглоукалывание, массаж).
  3. Нетрадиционные методики для восстановления баланса психики (йога, ароматерапия).

Лекарства и препараты

Прием препаратов играет вспомогательную роль при лечении заикания. Их выбор определяется необходимостью устранения симптомов тревожности и страхов, депрессий. Наиболее часто назначают седативные препараты, витаминные комплексы, спазмолитики. Иногда показаны транквилизаторы, а также курсы дегидратации.

Лечение заикания народными средствами

Рецепты народной медицины позволят обрести спокойствие и уверенность в себе за счет мягкого седативного воздействия на организм. Естественно, они не помогут полностью избавиться от заикания, но облегчить и повысить эффективность терапии вполне могут.

  1. Ромашка, крапива, листья валерианы и мяты. Сухая смесь данных трав (1 столовая ложка) заливается стаканом кипятка. Настояв ее в течение 15 минут, выпивают в два приема за день.
  2. Мелисса, календула, листья березы, солодка, донник. Ложку сбора заливают очень горячей водой, а после настаивают минимум 2 часа. Процедив, принимают за 5 приемов в течение дня перед едой.
  3. Шиповник, мята, полынь, сушеница, фиалка, корень одуванчика, хмель, ясменник, листья березы. Сухую смесь (7 грамм) заливают холодной водой (2 стакана). Настаивают около 6 часов при комнатной температуре, а после доводят до кипения. Процедив полученный отвар, принимают по 70 мл четырежды в сутки.
  4. Малина, боярышник, солома овса, листья земляники, мяты, плоды тмина, листья кипрея. Ложку сухой смеси трав заливают кипятком и держат некоторое время на огне. После этого следует оставить его на полтора часа. Пить следует 5 раз в день по 50 мл.
  5. Зверобой, мелисса, ромашка, анис, душица, пустырник. Следует взять 7 грамм указанных трав в сухом измельченном виде и залить крутым кипятком. Настаивать 3 часа. Принимают настой перед едой 5 раз в сутки.

Профилактика

Профилактические меры в части заикания должны быть начаты еще в детстве.

Следует заботиться о психоэмоциональном состоянии ребенка, не перегружать его информацией, при этом развивать речь и коммуникативные навыки.

Нужно оберегать ребенка от травм и конфликтных ситуаций, наладить режим дня и регулярность питания. Отличными примером станет речь родителей – спокойная, плавная, без остановок.

При появлении первых признаков заболевания как у взрослого, так и у ребенка, категорически нельзя заострять на этом внимание, высмеивать, пресекать общение, стыдить и пр. Стоит немедленно обратиться к неврологу и логопеду, чтобы предупредить переход болезни в запущенные стадии.

Пожалуйста, оцените статью, помогите сделать сайт лучше

Источник: http://www.academ-clinic.ru/bolezny/zaikanie

Причины возникновения, симптомы и методы лечение заикания

Заикание – Симптомы Причины Факторы Риска — Профессиональная Помощь

Заикание является очень сложным нарушением речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

Заикание препятствует одной из самой важной части человеческой жизни – общению.

Причины

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • последствия перинатального поражения ЦНС;
  • последствия контузии у взрослых;
  • склонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка;
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;

Типы и формы нарушения речи

В МКБ-10 существует несколько классификаций заикания.

По формам различают:

ФормаХарактеристика
Тоническая формаУ человека в процессе разговора может возникнуть незначительная пауза в речи, или растяжение какого-нибудь звука («п…..палас»)
Клоническастя форма.Происходит навязчивое повторение слогов, звуков либо же слов («та-та-та-та-можня»)
Смешанная форма.Является чем-то средним между первыми двумя типами. («п…ппо-бе-да»).

Классификация на основе этиологических факторов возникновения нарушения речи:

ФормаХарактеристика
Неврозоподобная форма.У человека происходит нарушение моторики и артикуляции речи, присутствует коморбитность с дизартрией. В процессе разговора у таких людей проявляются различные невротические реакции. У детей с этой формой заикания диагностируется задержка психомоторного развития, они поздно начинают говорить;
Невротическая форма (логоневроз).Дети с этой формой заикания имеют ранее или нормальное речевое и психомоторное развитие соответствующее возрасту. Этиологическим фактором развития логоневроза является проявление психосоматики — испуг или хронический стресс.

Некоторые пациенты не заикаются, у них не нарушена артикуляция речи в привычной домашней обстановке.

Но в состоянии психоэмоционального напряжения (незнакомые люди, публичное выступление) им трудно вымолвить слово, причиной являются речевые судороги.

У таких пациентов наблюдается логофобия и характерное избегающее поведение. С точки зрения неврологии состояние пациентов расценивается как невроз.

Симптомы

Симптоматика нарушений речи очень разнообразна и зависит от этиологии заболевания, локализации судорожной готовности.

  • Нарушение плавности течения, темпа и мелодики речи. При клонической форме у человека речь как бы прерывается, он может несколько раз подряд повторять отдельные звуки, слоги или целые фразы, иногда происходит неестественное растягивание некоторых звуков.
  • Речевые уловки. Пациент использует в своей речи вспомогательные звуки, их сочетание или слова;
  • Фобии. У людей с заиканием возникают различные фобии, как правило, наиболее распространенной среди них является социофобия и страх перед началом речи;
  • Тики и гримасы. Пациент при волнении производит различные виды насильственных движений. Заикание у людей одновременно сопровождается внутренним напряжением, возникает чувство тревоги и неконтролируемого страха перед собственной речью. В процессе разговора у человека непроизвольно возникают различные гримасы, неестественные движения, возможно возникновение тиков лица, таким образом, он пытается преодолеть заикание;
  • Нарушение физиологии речи. Человек неправильно произносит звуки, неправильно употребляет некоторые слова. Он неправильно строит фразы и не владеет речевыми оборотами.6 Нарушение устной и письменной речи. В процессе письма у больного много повторений одинаковых букв и слогов, разрыва слова. Пациент не владеет навыками правильного построения предложения.

Проявления у детей

Заикание манифестирует в любом возрастном периоде, но наиболее часто у детей от 2 до 5 лет.

Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность . Нарушение речи у маленьких девочек диагностируется в три раза реже, чем у мальчиков.

В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи. В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления.

Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью.

Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них склонность к судорожности.

Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку.

Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи.

Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание.

Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет. Вылечить заикание у детей надо еще до школы.

Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Особенности психологии заикающихся людей

В присутствии посторонних людей они испытывают робость и смущение, поэтому стремятся к уединению. Часто испытывают чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Такие люди очень впечатлительны, обладают бурной фантазией, которая в свою очередь усиливает заикание.Так же зачастую заики имеют слабую волю.

Интересным является, то, что заикающиеся люди владеют различными психологическими приемами и уловками для устранения заикания. Очень часто в присутствии определенных людей или общества у них возникает страх говорить, а иногда наоборот, заикающиеся показывают свою расторможенность, показная разболтанность, резкость.

Методы коррекции

Наука, которая занимается проблемами заикания, называется логопедией.

Прежде чем искать способ, как избавиться от заикания, необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи. Ребенок должен пройти комплексное обследование, в анамнезе нужно выявить наследственность, психотравмирующие ситуации. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу занятия с ребенком.

Коррекция нарушений речи у подростков должна начинаться также с обследования, выявления причин и признаков невроза, психосоматики.

Хотя заикание (по определенной расположенности) и возникает сравнительно легко, оно не всегда также легко поддается лечению. А лечить его нужно обязательно. Ибо вопреки распространенному мнению, дефект этот вполне поддается коррекции, а не редко его удается полностью устранить.

Родители с заикающимися детьми должны обращаться только к специалистам, самостоятельно с такой проблемой не справиться.

Лечение заикания у детей необходимо начать на раннем этапе развития и обязано должно включать в себя устранение психотравмирующей ситуации, которая явилась причиной нарушения речи.

Лечение заикающегося должно включать в себя медикаментозные средства и методы, психотерапию, работу с педагогами и логопедами, а также затрагивать вопросы реабилитации больного. Насколько успешным будет лечение, зависит от индивидуальных особенностей больного, а также от его способности принять той или иной метод.

Основной задачей логопеда является привить заикающемуся ребенку навыки правильной речи.

Медикаментозная терапия

Помимо разнообразных психотерапевтических методов в лечении используется четырехэтапная медикаментозная терапия.

На начальном этапе коррекционной работы производится изменение патологического речевого стереотипа и коррекция психологического состояния больного. У человека в процессе лечения происходит постепенное угасание рефлекса заикания. Для этого назначается длительный медикаментозный сон (в течение нескольких дней), после этого наступает период молчания пациента.

На втором этапе проводится лечение сопутствующих хронических заболеваний, санация очагов инфекции в сочетании общеукрепляющей терапии.

На следующем этапе коррекции происходит проговаривание пациентом сложных форм речи в различных ситуациях, в том числе и в психотравмирующих. Врачами могут быть использованы таблетки для снятия тревожности и психоэмоционального напряжения больного.

На завершающем этапе у больного закрепляются все выработанные навыки плавной речи, продлеваются общеоздоровительные процедуры, в этот период лекарства употреблять нельзя.

Физиотерапия и ЛФК

Физиотерапевтическое лечение заикания назначается в зависимости от клинических проявлений заболевания и от локализации судорог в речевом аппарате человека.

При патологии центральной нервной системы (гидроцефальный синдром, парезы) показано назначение процедур с йодистым калием. При артикуляционных судорогах больному назначается электрофорез со спазмолитиками.

Некоторым пациентам назначаются психостимулирующие препараты.

Расслабить и успокоить больного помогут: электросон, хвойные, кислородные и углекислые ванны.

Для лечения заикания у взрослых широко применяется ЛФК и дыхательная гимнастика, массаж. Больной выполняет ряд общеукрепляющих упражнений и направленных на правильное речевое дыхание.

Музыкальные занятия с пациентами проводятся 1-2 раза в неделю. Музыкальный работник должен научить их постановке правильного речевого дыхания. Под музыку пациенты делают различные ритмичные движения, произносят звуки и слоги.

Можно ли справиться самостоятельно?

Некоторые родители, выискивая способ как избавиться от заикания, прибегают к помощи различных народных методов и «бабок-шепталок», которые лечат испуг у детей. Но это может быть еще одной психотравмирующей ситуацией для маленького ребенка, и затягивает традиционное лечение в дальнейшем.

Коррекция некоторых видов заикания у детей может проводиться в домашних условиях. Родители могут помочь своему ребенку делать речевые упражнения, чаще вместе с ним повторять скороговорки. У взрослых заикание хорошо лечится гипнозом. Ни одна из вышеперечисленных методик не гарантирует вылечить заикание.

Разработаны и запатентованы несколько авторских методик коррекции речи: «Как избавиться от заикания?», « Как убрать дефекты речи?».

Например, методика Арутюнян основана на коррекции дефектов речи с помощью синхронного произношения звуков и движением пальцев рук.

В интернете и в книжных магазинах каждый больной заиканием человек  может приобрести аудиокниги, которые в домашних условиях помогут ему, как избавится от заикания.

Тактика родителей

Самое главное в лечении заикания у детей — это профилактика.

Родители должны правильно воспитывать своих детей, уделяя внимание не только физическому и умственному развитию, но и правильному формированию речи.

Речь ребенка не должна быть торопливой, он не должен «захлебываться», все дефекты речи должны быть исправлены на ранних этапах их формирования.

Дети, которые страдают заиканием, нуждаются в особом теплом и внимательном отношении со стороны родителей и учителей.

Учитывая, что дефекты речи отрицательно сказываются на психике ребенка, он становится очень скромным, нерешительным, замкнутым, но иногда бывают периоды, когда он повышенно возбудим Комплекс неполноценности формируется, как правило, в школьные годы, подростки бывают очень жестоки, обзывают и передразнивают детей с заиканием. При первых признаках нарушения речи у детей необходимо обратиться к логопеду. Желательно не заниматься самолечением и не искать самостоятельно способы как избавиться от заикания.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/zaikanie.html

Этиология и патогенез

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность).

Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания.

К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

Патогенез заикания схож с механизмом подкорковой дизартрии. В его составе — нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и едения. Поэтому заикание часто обозначают как дизритмическую дизартрию.

Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры.

В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.

В движении участвуют две группы мышц — одни сокращаются, другие — расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений. Именно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц.

Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму.

Со временем патологический рефлекс — нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.

Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции.

Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения ых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух.

Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.

Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием ой щели, что препятствует возникновению звука.

Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо.

Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.

Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.

Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение.

Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу.

Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.

Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым буквами, слогами и словами, а именно их произношением.

В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких букв и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота.

Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».

1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:

  • затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
  • эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
  • «коммуникативное давление» усугубляет заикание;
  • ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.

2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.

  • заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
  • проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;
  • ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.

3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.

  • пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения;
  • появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
  • попытки заменить «проблемные» слова другими.

4-ая фаза. На этой стадии заикание — большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:

  • ожидание заикания (антиципация);
  • затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
  • логофобия (страх речи);
  • ответы на вопросы становятся уклончивыми.

Осложнения заикания

Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками.

В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания.

Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.

Диагностика заикания

Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:

  • нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
  • трудности и запинки в начале речи;
  • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).

В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание. Таким пациентам необходима консультация не только невролога, но и логопеда. Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ головного мозга, МРТ-диагностику.

Лечение заикания

Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.

) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме.

Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи.

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация.

Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки. Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий.

Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.

В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики ( толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах).

Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты.

Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).

Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.

Профилактика заикания

Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая — на организацию речевого развития ребенка.

Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены — это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна.

Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.

Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое — расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг).

Второе — профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Третье — формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи.

Однако сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано.

Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать ребенку соответствующие обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/stuttering

Ordinartor
Добавить комментарий