Причины Нарушений Физического Развития у Детей

Содержание
  1. Нарушения развития детей
  2. Нарушения физического развития
  3. Нарушения и задержка психического развития
  4. Нарушения речи
  5. Умственная отсталость
  6. Дети с ограниченными возможностями
  7. Диагностика физического развития ребенка
  8. Что собой представляет задержка физического развития?
  9. Причины задержки физического развития
  10. Как определить, что ребенок отстает в развитии?
  11. Особенности диагностики задержки физического развития
  12. Лечение задержки физического развития
  13. Каких последствий опасаться?
  14. Когда стоит думать о госпитализации?
  15. О прогнозах
  16. Нарушения роста у детей
  17. Причины и классификация нарушений роста у детей
  18. Лечение и прогноз нарушений роста у детей
  19. Нарушение роста развития детей
  20. Какие заболевания могут задерживать рост ребенка?
  21. Генетические и конституциональные факторы:
  22. Эмоциональные нарушения:
  23. Хромосомные аномалии:
  24. Почему может происходить отставание физического развития?
  25. Генетические факторы:
  26. Низкая масса тела при рождении:
  27. Болезни в период новорожденности:
  28. Недоедание:
  29. Нарушение роста у детей
  30. Задержка физического развития
  31. Симптомы задержки физического развития
  32. Диагностика задержки развития

Нарушения развития детей

Причины Нарушений Физического Развития у Детей

Нет ничего прекраснее здорового малыша, который радует родителей и бабушек с дедушками своими улыбками и достижениями. Но, к сожалению, иногда здоровье крохи может пошатнуться.

Нарушения физического развития

Основные признаки, по которым оценивают физическое развитие детей, это:

  • рост;
  • масса тела;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

Фото pixabay.com

На уровень физического развития могут влиять множество факторов окружающей среды и индивидуальные особенности организма малыша. К ним относят:

  • негативное влияние на плод в процессе внутриутробного развития (курение, употребление алкоголя матерью, бесконтрольное употребление лекарственных средств и др.);
  • генетическая предрасположенность;
  • родовые травмы;
  • гормональные изменения в организме ребенка;
  • нерациональное питание.

Наиболее нестабильный показатель физического развития детей – масса тела. Отклонения в ту или иную сторону от среднестатистической нормы, которые не превышают 10%, не считаются патологическими и корректируются элементарно — при помощи коррекции питания крохи.

Если же процент отклонения прогрессивно увеличивается, тогда речь идет о гипотрофии или паратрофии (ожирении). В этом случае без помощи врача педиатра уже не обойтись.

В первую очередь доктор должен выявить причину изменения веса (алиментарного характера или изменения в здоровье малыша), а затем дать рекомендации, как наладить питание карапуза и скорректировать его вес.

Изменения роста зачастую связаны с гормональными изменениями. За рост ребенка отвечает соматотропный гормон — гормон роста.

При его недостаточной выработке развивается такое заболевание, как нанизм, а при избытке – гигантизм.

Соответственно, для нормализации роста малыша необходимо проводить коррекцию его гормонального фона и вести внимательное наблюдение за динамикой изменений.

Также важна оценка гармоничности физического развития детей, т.е. соотношения роста с массой тела, а также с размерами головы и грудной клетки. Дисгармония физического развития может наблюдаться при следующих патологиях:

информацияВ этих случаях дисгармоничное физическое развитие является только косвенным признаком патологии и требует глубокой диагностики здоровья ребенка. Что касается прогнозов для жизни и здоровья ребенка, то зачастую они благоприятные, при условии своевременной верной диагностики и правильного лечения.

Нарушения и задержка психического развития

Основными причинами отклонений в психическом развитии младенцев являются:

  • генетические заболевания;
  • патология головного мозга (гидроцефалия, микроцефалия, опухоли, эпилептический синдром);
  • заболевания эндокринной системы;
  • нарушения органов чувств;
  • социально неблагополучные дети (педагогическое безразличие родителей или опекунов).

Проявления заболеваний обычно зависит от формы патологии, ее причины и степени выраженности, но при этом можно выявить ряд признаков, которые характерны для большинства отклонений в психическом развитии детей. К ним относят:

  • эмоциональную лабильность детей (частые перепады настроения);
  • повышенную утомляемость;
  • скудность словарного запаса;
  • эмоциональная скудность или проявление эмоций, неуместных ситуациям;
  • нарушения сна;
  • повышенная возбудимость.

дополнительноЛечение нарушений психического развития проводится только в комплексе. В первую очередь необходимо выявить и начать лечить основное заболевание, которое провоцирует изменения со стороны психики ребенка. Также в комплекс лечения входит наблюдение у узкопрофильных специалистов: психологов, неврологов, логопедов, генетиков, нейрохирургов.

Как правило, прогноз для жизни деток при таких нарушениях благополучный, но как самим малышам, так и их родителям придется приложить усилия для того, чтобы кроха адаптировался к жизни в социальной среде.

Нарушения речи

Между работой головного мозга и развитием речи ребенка существует теснейшая взаимосвязь. Причинами отставания детей в речевом развитии могут быть:

  • внутриутробная гипоксия плода;
  • поражение слухового аппарата;
  • заболевания нервной системы;
  • отставание в психическом развитии, аутизм.

Очень часто причиной задержки развития речи является нарушение слуха ребенка.

Выделяют следующие типы нарушений речевой функции у детей:

  1. Расстройства, причиной которых являются органические заболевания ЦНС:
    • афазия (изменение, как восприятия, так и воспроизведения речи);
    • алалия (недоразвитие речи);
    • дизартрия (нарушение произношения).
  2. Функциональные расстройства нервной системы:
    • заикание;
    • сурдомутизм (глухонемота);
    • мутизм (немота).
  3. Нарушения речи, связанные с изменениями речевого аппарата.

Фото pixabay.com

Уже с первых месяцев родители могут заметить, что их малыш не лепечет или не агукает. Со временем они отмечают, что карапуз все понимает, но при этом продолжает молчать.

Дети поздно начинают произносить свои первые слова, их словарный запас скуден. Как правило, при задержке речевого развития происходит отставание во всех сферах общения. Т.е.

кроме малого словарного запаса есть трудности в построении фраз и предложений, а также в эмоциональной окраске речи.

Для диагностики причин нарушения речевой функции малыша необходимо проверить его слух и состояние нервной системы, т.е. найти органическую или функциональную причину данного состояния.

Лечение проводится комплексно и включает в себя терапию основного заболевания, спровоцировавшего данное изменение и занятия с логопедом и психологом, которые помогут нормализовать речь или адаптировать ребенка и научить его общаться с окружающим миром другими способами.

Что касается прогноза для дальнейшей жизни ребенка, то здесь все зависит от того, на сколько глубокое поражение сопровождается изменением в речи. При нарушении слуха и его своевременной коррекции малыш быстро нагоняет своих сверстников.

Если изменение речи является только одним из признаков и сопровождается другими органическими нарушениями или изменениями психики, в этом случае малыш может нуждаться в помощи психологов, неврологов или других специалистов для реабилитации и максимальной адаптации.

Умственная отсталость

Умственная отсталость – особое состояние интеллекта ребенка, которое характеризуется ограничением развития интеллектуальных способностей на фоне ограниченного функционирования нервной системы. Таким образом, можно сказать, что это функциональное нарушение нервной системы.

важноУ детей, страдающих умственной отсталостью, уровень интеллектуального развития ниже нормы, характерной для их сверстников. За счет этого малыши сталкиваются с трудностями в социальной адаптации, в обучении, а затем и во взрослой жизни. Степень социальной ограниченности зависит от глубины поражения.

Выделяют несколько степеней олигофрении:

  1. Дебильность – легкая степень умственной отсталости. Нарушения интеллекта выражены не явно, у деток присутствует механическая память, что дает им возможность обучиться чтению, письму и уходу за собой. Дети могут обучаться и достаточно хорошо усваивают информацию, предусмотренную специальной программой в школе. При своевременном выявлении и правильной реабилитации таких деток они могут хорошо адаптироваться к социальной жизни, как в детском, подростковом, так и в зрелом возрасте.
  2. Имбецильность – более тяжелое изменение в умственной сфере ребенка. Таким деткам гораздо сложнее даются процессы запоминания и воспроизведения информации, читают они просто механически, не понимая смысла прочитанного. Деятельность малышей характеризуется полным отсутствием инициативности и сводится к выполнению простых команд. В случае такой патологии обучаемость ребенка значительно затруднена, но все же возможна адаптация его к выполнению элементарных действий.
  3. Идиотия – наиболее тяжелая степень олигофрении. Изменения интеллекта столь значительны, что практически полностью отсутствует восприятие, мышление, осознание собственной личности. Малыши с такой патологией являются инвалидами и нуждаются в постоянном уходе взрослых и наблюдении специалистов.

Дети с ограниченными возможностями

Отдельно стоит затронуть вопрос о детях-инвалидах – малышах с ограниченными возможностями – физическими, психическими или умственными.

Часто вся помощь таким крохам сводится к тому, что их помещают в специализированные школы-интернаты, где они имеют возможность обучаться.

Но, безусловно, гораздо лучше и эффективнее будет происходить адаптация малыша к этому сложному миру, когда он будет в кругу любящих его родственников, сверстников, которые смогут стимулировать его стремление к развитию.

Уважаемые взрослые, помните: мало что сможет измениться в жизни детей с ограниченными возможностями, если мы не изменим свое отношение к ним.

Источник: http://deti.baby-calendar.ru/narusheniya-razvitiya/

Диагностика физического развития ребенка

Причины Нарушений Физического Развития у Детей

Говорить об отставании в физическом развитии ребенка можно только после того, как врачи проведут ряд необходимых обследований и поставят диагноз. До этого момента родители могут делать лишь предварительные заключения, основанные на наблюдениях за малышом, но ни в коем случае не на сравнении его с другими детьми его возраста.

Важно понимать, что каждый ребенок растет и развивается в своем ритме. Одни опережают сверстников в физическом развитии, другие же, наоборот, демонстрируют некоторое отставание, которое, тем не менее, нельзя считать серьезным отклонением от нормы.

Итак, когда нужно начинать задумываться о том, что физическое развитие малыша не соответствует его возрасту? После года уже можно наблюдать за попытками крохи делать шаги, произносить первые слова.

Нормой считается освоение навыков ходьбы до 14 месяцев и начальных речевых навыков до двух лет.

Естественно, что небольшие отклонения от нормы не могут послужить поводом для волнения, однако уже в этом случае нужно будет усилить наблюдение за малышом, фиксируя малейшие продвижения вперед.

Что собой представляет задержка физического развития?

О задержке физического развития ребенка принято говорить в случаях, когда налицо отставание его по ряду антропометрических показателей. Достаточно часто проблема усугубляется отставанием в сфере формирования познавательных и моторных навыков.

Специалисты говорят о задержке физического развития в случаях, когда антропометрические показатели опускаются ниже 3-5 процентиля либо же заметно снижаются за короткий срок. Принято разделять отставание в физическом развитии на вызванное заболеваниями и спровоцированное социальными условиями.

Причины задержки физического развития

На задержку в физическом развитии детей оказывают влияние самые разные причины:

  • педагогическая запущенность;
  • ЗПР;
  • биологические факторы;
  • социальные факторы.

Когда речь идет о педагогической запущенности, то подразумевают серьезные пробелы в воспитании малыша, не связанные с мозговой деятельностью. В таких случаях дети совершенно здоровы, при этом неспособны усваивать простую информацию, не знают элементарных вещей.

Родители и педагоги просто обязаны приобщать детей к умственной работе, поощряя их даже незначительные достижения. В противном случае способность к обучению и усвоению новой информации у них будет заметно снижаться. Как правило, проблему такого характера можно решить, если правильно выстроить схему работы с малышом.

Несколько иначе дело обстоит с задержкой психического развития, которая также может вызывать отставание в физическом развитии. Обычно такие дети отличаются несоответствующим возрасту поведением, несмотря на то, что работа мозга осуществляется без существенных нарушений. Ребята с ЗПР быстро утомляются, неспособны долго концентрировать внимание и выполнять задание до конца.

На отставание в физическом развитии ребенка также могут влиять и биологические факторы, связанные со сложным протеканием беременности, нарушением правил здорового образа жизни во время вынашивания ребенка матерью, тяжелые роды, патологии, а также перенесенные внутри утробы или в первые месяцы жизни серьезные инфекции.

И, наконец, социальные факторы, влекущие за собой отставание в физическом развитии, подразумевают за собой тотальный контроль со стороны взрослых, неадекватное отношение к ребенку, а также стрессы, перенесенные в младшем возрасте.

Как определить, что ребенок отстает в развитии?

Как проявляется отставание детей в физическом развитии? Внешние признаки могут быть разными, начиная от задержки роста и набора массы и заканчивая потерей подкожного жирового слоя, облысением и белковым истощением. Чаще всего задержка в физическом развитии проявляется именно отставанием в росте и наборе массы.

Специалисты определяют уровень задержки, анализируя все антропометрические показатели, соответствующие возрасту ребенка.

В процессе учитывают особенности ребенка, степень доношенности, возможные перенесенные им недавно заболевания, способные оказать влияние на процесс развития.

У малышей, которые появились на свет недоношенными, допускаются некоторые отклонения в физическом развитии, на которые влияют продолжительность их недоношенности.

Отставание в физическом развитии может быть нескольких типов:

  • легким;
  • умеренным;
  • тяжелым.

Чаще всего первым признаком задержки в развитии является медленный набор массы тела, со временем можно заметить и изменения показателей роста.

Особенности диагностики задержки физического развития

Важно понимать, что лабораторные исследования не дают полную картину, поэтому проводятся скорее для ее дополнения. Чтобы отличить заболевания эндокринного характера от семейной низкорослости, обязательно определяют костный возраст. Дополнительно обследуют щитовидную железу ребенка, проводят МРТ и ряд дополнительных исследований.

Диагностировать задержку физического развития ребенка можно на основании полученных в результате обследования клинических данных, а также по результатам наблюдений за взаимоотношениями в семье и опроса родителей. Очень важно, чтобы малыш рос в спокойной, дружественной атмосфере, получал достаточное для его возраста питание, а также не имел сложностей с его усваиванием.

Чаще всего малыш не получает достаточного питания из-за некомпетентности родителей в этом вопросе, из-за низкого материального достатка, из-за халатности родителей.

В первые месяцы жизни малыш должен получать достаточное количество грудного молока или адаптированной под него смеси каждые 2-3 часа.

Врачи обязаны выяснить, какое питание получал ребенок в первые месяцы, через какие промежутки времени и какой была реакция родителей на беспокойство крохи между кормлениями.

Достаточно часто неспособность малыша усваивать необходимое количество молока в первые месяцы жизни связана с анатомическими аномалиями: увеличенными небными миндалинами, аденоидами, сокращениями мышц полости рта. Именно поэтому, диагностируя отставание в физическом развитии, врачи просто обязаны принимать во внимание возраст малыша и общую клиническую картину, воссозданную на основе подробной беседы с родителями.

Лечение задержки физического развития

Для того чтобы лечение было успешным, необходимо выявить основную причину, которая привела к отставанию развития.

Так, например, если причина в вызывающим задержку роста заболевании, то необходимо сосредоточить терапию именно на нем.

Если ребенок медленно растет и набирает вес из-за семейной генетики, стоит прекратить попытки воздействовать на процесс, ведь в результате показатели роста будут так или иначе связаны с показателями роста родителей.

Если основная причина задержки физического развития — это дефицит гормона роста, то решением может стать соответствующая терапия с его включением. Правильно подобранная терапия поможет малышу в первый год прибавить от 8 до 13 см, а в последующие – до 6 см в год.

Независимо от того, какая причина оказала основное влияние на задержку в росте и наборе массы ребенка, необходимо позаботиться о том, чтобы в семье был налажен режим дня, практиковалось правильное питание, преобладала спокойная атмосфера.

Если речь идет о малышах первого года жизни с ярко выраженной задержкой физического развития, связанной с социальными причинами, после 6 месяцев кормить их необходимо преимущественно густой пищей в течение получаса. В это время важно, чтобы ребенок не отвлекался. Дети после года могут есть за общим столом со взрослыми.

Крайне важно не заставлять малыша есть против воли. Вода, соки и другие низкокалорийные продукты в рационе должны быть в меньшинстве, тогда как высококалорийная пища, такая как масло, сыр, сливки, обязательно должна входить в ежедневный рацион.

Каких последствий опасаться?

Во многом осложнения будут связаны с заболеванием, которое стало причиной отставания в физическом развитии. Так, например, если задержка роста связана с болезнью Иценко-Кушинга, то возможны проблемы с сердечно-сосудистой системой, давлением. Кроме того, осложнения могут проявиться в виде сахарного диабета или остеопороза, язвы желудка и пр.

Если ребенок страдает гипотиреозом, то возможны последствия в виде аритмии, увеличения щитовидной железы, а также общего снижения интеллектуальной деятельности, комплексов, вызванных несоответствием роста нормам.

Для того чтобы ребенок имел нормальный рост, он должен расти в способствующих развитию условиях, получая полноценное питание, необходимое для его возраста количество витаминов и микроэлементов. Отмечая низкорослость детей, важно своевременно обращаться к специалистам, которые помогут выявить причину и назначить программу для коррекции отставания.

Когда стоит думать о госпитализации?

О госпитализации имеет смысл говорить в случаях, когда у детей диагностируют сложную форму истощения, заметное отставание в росте.

В стационаре ребенка обследуют для выявления истинной причины отставания в физическом развитии, назначат адекватное лечение.

Как правило, срок госпитализации в этом случае не превышает 10 дней, в течение которых медики контролируют рацион детей, следят за их режимом дня.

Основная цель госпитализации — научить детей и родителей составлять правильный рацион сбалансированного питания и придерживаться его для стимуляции роста, независимо от причины отставания в физическом развитии.

О прогнозах

Самым опасным отставание в физическом развитии малыша считается в первый год жизни, независимо от того, какова причина проявления проблемы.

Следует понимать, что постнатальный рост головного мозга наиболее активен в первые полгода, поэтому ребенок должен иметь подходящие условия для полноценного развития именно в этот период.

У многих малышей, которым поставили диагноз «задержка физического развития», отмечают сбои в развитии эмоциональной сферы и сложности в социальной адаптации.

Если причина задержки — заболевания, прогноз может быть озвучен только после определения степени тяжести болезни и эффективности методики ее лечения. Детей с задержкой физического развития, независимо от причины, необходимо постоянно держать под присмотром, контролируя процесс эмоционального и когнитивного развития, при необходимости применяя коррекционные методы воздействия.

В заключение стоит отметит, что решить проблемы с задержкой физического развития у детей можно, но далеко не во всех случаях. Если дело в генетической предрасположенности к маленькому росту и несоответствующей возрасту массе, то, скорее всего, с этим придется жить всю жизнь.

В отдельных случаях помочь могут хирургическое вмешательство, массаж, сеансы физиотерапии, занятия со специалистами, практикующими работу по раннему развитию мозга. Особенно важной является атмосфера в семье. Родители должны быть уверенными в силах малыша, спокойными и ответственными, практиковать регулярные занятия в рамках программ раннего развития.

Важно понимать, что замедленное физическое развитие не может поставить крест на будущей жизни и судьбе ребенка. Часто именно своевременное определение причины отставания поможет эффективнее устранить проблему и позволит малышу догнать и даже перегнать сверстников с верой в себя, свои силы и навыки.

Источник: https://rebenkoved.ru/fizicheskoe-razvitie/osobennosti/diagnostika-fizicheskogo-razvitiya-rebenka.html

Нарушения роста у детей

Причины Нарушений Физического Развития у Детей

Нарушения роста у детей – группа заболеваний различной этиологии, сопровождающихся отклонением показателей физического развития ребенка от возрастных норм. Чаще проявляется задержкой роста, намного реже встречаются заболевания, приводящие к ускоренному росту.

Нарушения роста у детей почти всегда сопровождаются симптоматикой со стороны сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта (в зависимости от этиологии). Проводится оценка физического развития на основании специально разработанных таблиц, а также комплексная лабораторная диагностика.

Лечение этиотропное, применяется заместительная гормональная терапия, нейрохирургические и другие операции.

Нарушения роста у детей сопутствуют огромному числу различных эндокринных и соматических заболеваний. Трудности своевременной диагностики и дорогостоящая гормональная терапия ставят проблему физического развития ребенка на одно из первых мест в педиатрии.

Кроме того, заболевания данной группы оказывают непосредственное влияние на демографическую ситуацию в будущем. Особую опасность представляют задержка внутриутробного развития и врожденные эндокринные патологии, при которых своевременная коррекция практически невозможна, и по этой причине ребенок остается низкорослым.

Нарушения роста у детей способны в определенной степени снижать качество жизни уже взрослого человека, а также часто отражаются на фертильности в будущем.

Причины и классификация нарушений роста у детей

Часть заболеваний связана с эндокринными нарушениями. Это могут быть патологии метаболизма соматотропина, его недостаточное или избыточное образование либо изменение чувствительности периферических рецепторов к данному гормону.

Расстройства обмена гормона роста могут быть вызваны опухолями гипоталамо-гипофизарной области, генетическими дефектами каких-либо ферментов, участвующих в образовании соматотропина и т. д.

Кроме того, нарушения роста у детей встречается при патологиях обмена других гормонов, в частности, гормонов щитовидной железы, надпочечников, половых гормонов и некоторых центральных гормонов, таких как АКТГ и рилизинг-факторы.

Некоторые соматические патологии тоже могут являться причиной нарушений роста у детей. Прежде всего, это группа скелетных дисплазий и хромосомных заболеваний, сопровождающихся низкорослостью. Патологии почек, печени и желудочно-кишечного тракта также иногда сопровождаются задержкой роста.

Обычно это связано с недостаточностью питания (нерациональная диета, голодание) или усвоения пищи.

Вместе с тем, печень опосредованно участвует в процессе роста ребенка, поскольку именно здесь под влиянием соматотропного гормона образуются инсулиноподобные факторы роста, которые напрямую воздействуют на клетки-мишени, запуская анаболические реакции.

Существует два основных принципа, на основе которых все нозологии делятся на подгруппы. Первый принцип количественный, в этом случае говорят либо о задержке роста, либо о преждевременном и ускоренном росте. Второй принцип связан с причинами патологий.

В соответствии с ним различают нарушения роста эндокринного и соматического генеза. В структуре общей заболеваемости существенно превалирует последняя подгруппа.

Кроме того, к нарушениям роста у детей относятся некоторые наследственные формы патологии, например, семейная низкорослость.

Стоит отметить, что задержка роста встречается гораздо чаще, нежели ускоренный рост и развитие. В случае задержки внутриутробного развития сразу после рождения ребенка можно заметить, что параметры его физического развития в той или иной степени отстают от нормы.

Однако чаще заподозрить нарушения роста у детей можно примерно с 3-4 лет, когда есть возможность проследить динамику роста. Как правило, с этого времени отставание определяется не только педиатром, но и родителями малыша.

Это может быть пропорциональная задержка роста (туловище и конечности равномерно отстают в размерах от возрастной нормы) и диспропорциональная форма (конечности либо короткие, либо длинные по отношению к туловищу).

Хромосомные синдромы, в клинике которых присутствуют нарушения роста у детей, также проявляются специфическими изменениями внешности (например, синдром Дауна или синдром Шерешевского-Тернера).

Дополнительная симптоматика характерна для всех соматических заболеваний, отражающихся на физическом развитии ребенка. При пороках развития сердечно-сосудистой системы выявляется цианотичность кожных покровов и другие признаки, нарушения подтверждаются по данным ЭКГ.

Патологии желудочно-кишечного тракта сопровождаются диспепсическими явлениями, изменением стула, вздутием живота и другими симптомами.

Что касается эндокринных заболеваний, то нарушения роста у детей также не являются единственным их проявлением.

Если изменения связаны с вырабатываемым гипофизом соматотропным гормоном, показатели роста будут заметно отклоняться от возрастных норм, в отличие от других заболеваний, при которых это может быть не так очевидно.

Недостаточность гормональной функции щитовидной железы, помимо низкорослости, проявляется характерной вялостью ребенка, низким артериальным давлением и брадикардией, при гиперфункции железы симптомы противоположны, рост ускорен.

Половые гормоны в некоторой степени потенцируют физическое развитие ребенка. Они участвуют в образовании ядер окостенения и закрытии зон роста в эпифизах костей по окончании пубертатного периода.

Таким образом, врожденные и приобретенные заболевания надпочечников, а также дефекты метаболизма половых гормонов неизбежно ведут к нарушениям роста у детей. В некоторых случаях задержка роста может быть связана с сильным психоэмоциональным стрессом.

Кроме того, конституциональные особенности также играют роль в физическом развитии. У таких детей в семейном анамнезе обычно есть указание на задержку роста, чаще по отцовской линии.

Существуют определенные нормативы, на которые педиатр ориентируется при оценке физического развития ребенка, в частности – центильные таблицы, содержащие количественные границы роста, веса и других показателей для детей разных возрастов.

Если показатели пациента на протяжении одного-двух лет выходят за рамки, указанные для конкретного возраста, можно говорить об ускорении или задержке физического развития.

Соответствие определенной колонке центильных таблиц в целях диагностики нарушений роста у детей всегда оценивается на протяжении нескольких лет.

Разработаны алгоритмы, на основании которых проводится дифференциальная диагностика причин нарушений роста у детей.

Необходимость в них возникает в связи с тем, что исследование функции гипофиза является дорогостоящим и представляет серьезную нагрузку на организм ребенка, поэтому выполняется только по строгим показаниям.

На начальном этапе исключают любые соматические патологии, способные вызывать нарушения роста у детей.

Проводят ЭКГ и ЭхоКГ-диагностику для оценки состояния сердечно-сосудистой системы. Патологии желудочно-кишечного тракта диагностируют на основании результатов биохимического анализа крови, абдоминального УЗИ и рентгенологического исследования (по показаниям).

Далее выполняют лабораторное исследование функции щитовидной и других периферических желез, поскольку технически периферические железы исследовать проще, чем центральные. Определяют уровень тироксина, глюкокортикоидов, половых гормонов.

Это позволяет обнаружить возможное снижение или повышение функции какой-либо из этих желез внутренней секреции и начать соответствующую терапию. Если у ребенка не выявлено отклонений от нормы, осуществляют скрининг дефицита или избытка соматотропного гормона и инсулиноподобных факторов роста.

Помимо лабораторной диагностики, на данном этапе проводят определение костного возраста (R-грамма кисти и лучезапястного сустава), МРТ головного мозга ребенку и исследование кариотипа.

При подозрении на нарушения роста у детей, связанные с метаболизмом соматотропина, выполняют однократное измерение уровня его базальной секреции, а также несколько стимуляционных тестов. Дефицит соматотропного гормона подтверждается при уровне стимулированной секреции ниже 7 нг/мл. Концентрация 7-10 нг/мл свидетельствует о частичном дефиците соматотропина.

Такой результат обычно говорит в пользу точечной мутации гена гормона роста. Наряду с этим проводится определение концентраций пролактина и тиреотропного гормона, поскольку при некоторых опухолях и генетических мутациях имеет место множественная недостаточность гипофизарных гормонов. Тесты высокоинформативны и позволяют врачу определиться с тактикой лечения.

Лечение и прогноз нарушений роста у детей

Проводится этиотропная терапия заболеваний. Если нарушения роста у детей связаны с гормональными причинами, назначается заместительная гормональная терапия, либо используются антагонисты гормонов, которые синтезируются в избыточном количестве. Для лечения соматотропной недостаточности применяется синтетический соматотропин.

Большинство гормонопродуцирующих опухолей можно удалить хирургическим путем. Как правило, рецидивы подобных новообразований встречаются редко. Нарушения роста у детей с соматическими заболеваниями корригируются по показаниям, однако в большинстве случаев лечение основного заболевания приводит к нормализации физического развития.

Всем детям обязательно назначается полноценная диета и витаминотерапия.

Прогноз чаще благоприятный. В большинстве случаев удается компенсировать недостаточность соматотропного и других гормонов.

Одним из важнейших факторов успешного лечения является своевременная диагностика нарушений роста у детей, а она очень часто невозможна ввиду слабой выраженности отклонений от нормы либо присутствия других, более опасных симптомов.

Малейшая задержка в терапевтической коррекции физического развития может привести к резкому снижению чувствительности организма к лечению. Кроме того, некоторые причины нарушений роста у детей, например, хромосомные заболевания, устранить невозможно.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/growth-disorders

Нарушение роста развития детей

Причины Нарушений Физического Развития у Детей

У большинства высокорослых детей родители тоже высокого роста. Чаще всего такой рост обусловлен генетически. Иногда причиной его может быть редкое заболевание — болезнь Марфана, при которой пальцы рук и ног, кости очень длинные, часто имеется порок сердца и нарушение строения глазных яблок.

Чрезмерное образование гормона роста бывает редко. Дети с ранним половым развитием выше сверстников, а когда они становятся взрослыми, их рост ниже среднего. Это происходит в силу того, что половые гормоны стимулируют рост кости и одновременно происходит завершение роста концевых хрящевых пластинок (закрытие зон роста), что препятствует дальнейшему росту костей.

Начало периода полового развития может ускорить или замедлить рост. Высокий рост обычно не доставляет проблем, но иногда дети чувствуют психологический дискомфорт, когда на них обращают внимание окружающие.

Поэтому родители должны терпеливо объяснить им преимущества высокого роста, а при необходимости обратиться к психологу. Если рост ребенка вызывает беспокойство, надо проконсультироваться у врача-эндокринолога.

В случае подозрения на патологию нервной и эндокринной системы проводится соответствующее обследование и при необходимости — лечение.

Какие заболевания могут задерживать рост ребенка?

Многие родители переживают, если ребенок маленького роста.

Чаще низкий рост, как и высокий, обусловлен генетическими причинами. Существуют, однако, заболевания, которые задерживают рост. Поэтому дети с низким ростом должны быть обязательно обследованы у эндокринолога.

https://www.youtube.com/watch?v=XRHP-lAKoVE

Новорожденные с маленькой массой тела и ростом или задержкой внутриутробного развития могут быть невысокого роста всю жизнь. Дети с хромосомными болезнями, например с синдромом Дауна, тоже не достигают роста сверстников, хотя девочки с синдромом Тернера, благодаря гормональному лечению, могут быть среднего роста.

Причины низкого роста: • генетические и конституциональные факторы; • низкая масса и рост при рождении; • эмоциональные факторы; • хромосомные аномалии; • расстройства функций внутренних органов; • нарушение всасывания в кишечнике;

• гормональные нарушения.

Генетические и конституциональные факторы:

Большинство детей наследуют низкий рост от родителей, особенно если оба низкого роста. Представители некоторых национальностей, например японцы, имеют низкий рост. Ахондроплазия (или карликовый рост) — редкая генетическая аномалия, для которой характерны низкий рост (из-за коротких костей бедер, плеч) и большая голова.

Низкая масса тела при рождении (гипотрофия) может быть обусловлена нарушением маточно-плацентарного кровообращения или анатомическими пороками.

Некоторые дети из этой группы никогда не догоняют сверстников и остаются маленького роста.

Эмоциональные нарушения:

Обычно при физических и психических заболеваниях меняется эмоциональный фон ребенка, что ведет к постоянному перенапряжению. Если при этом нарушено также пищеварение, то шансы достичь нормального роста невелики.

Хромосомные аномалии:

Обусловливают нарушение роста костей и мягких тканей (например, болезнь Дауна или болезнь Тернера).

Расстройства функций внутренних органов нарушают общее развитие организма. Особенно важную роль играют расстройства функций мозга, сердца, легких, почек и кишечника.

Нарушения всасывания могут возникать при изменении функции поджелудочной железы, а также при других заболеваниях, когда в организм ребенка не попадают в достаточном количестве, необходимом для роста, питательные вещества и минеральные соли.

Гормональные нарушения отмечаются при недостаточности гормонов гипофиза, щитовидной и паращитовидных желез, что и обусловливает низкий рост. Препятствуют росту и чрезмерно большие дозы гормонов, если ребенок получает их длительное время в раннем возрасте.

Чтобы ребенок не переживал из-за низкого роста, необходимо объяснить ему, что это наследственная особенность, поскольку низкий рост имеют родители. Если период полового созревания продолжается дольше, то и рост будет выше.

Обычно мальчики растут дольше, чем девочки, на 18 месяцев. Если же предполагается, что у ребенка может быть какое-либо заболевание, необходимы обследование и консультация у эндокринолога. Лечение синтетическими гормонами роста или гормонами гипофиза применяется в тех случаях, если низкий. рост вызван гормональными нарушениями.

Почему может происходить отставание физического развития?

Физическое развитие детей может значительно отличаться. Одни дети высокие, другие — низкие, одни — полные, другие — худые. В реальной жизни лучше, если масса тела ребенка чуть ниже средней. Если же масса тела значительно отличается от нормы, необходима консультация врача.

Причины отставания в физическом развитии: • генетические факторы; • низкая масса тела при рождении; • болезни в период новорожденности; • недоедание; • нарушение всасывания пищи; • другие нарушения;

• эмоциональные проблемы.

Генетические факторы:

Если родители низкого роста, дети тоже будут низкорослыми, но масса их тела соответствует росту и возрасту либо чуть ниже средних показателей.

У таких детей может быть хуже аппетит. Если ребенок равномерно растет и развивается, проблем не должно быть. Не надо только перекармливать его.

Низкая масса тела при рождении:

При нарушениях нормального течения беременности масса плода будет низкой. Такой же, т. е. ниже нормы, она может быть и у взрослого. Если у ребенка не выравнивается рост и масса тела к 2 годам, в последующем этот процесс маловероятен.

Болезни в период новорожденности:

Этот период является критическим в развитии ребенка, поэтому заболевания, протекающие в это время со значительными нарушениями, могут привести к задержке физического развития в будущем.

Недоедание:

Если питание ребенка недостаточно калорийно, он может отставать в развитии. При кормлении из бутылочки легче проконтролировать, сколько малыш съел, чем при грудном вскармливании. В этом случае необходимо контрольное взвешивание до и после кормления. Не все дети плачут, когда голодны, и недоедание может быть обнаружено только по слабому нарастанию массы тела.

Старшие дети могут недоедать, находясь в больнице, они отказываются от еды, скучают по дому. В некоторых случаях причиной недоедания, а иногда, и голодания является, плохой уход родителей за детьми.

Нарушение всасывания пищи — признак таких заболеваний, как муковисцидоз или целиакия.

Организм получает недостаточно белков, жиров и витаминов, что задерживает рост и развитие ребенка. Иногда углеводы (основные источники энергии) не усваиваются из-за недостаточной активности ферментов, которые их расщепляют. Чаще всего отмечается недостаточность лактазы (фермента, расщепляющего молочный сахар).

Нарушения физического развития могут быть вызваны также некоторыми острыми заболеваниями: воспалением почек, печени, патологией со стороны сердца, различными анатомическими нарушениями.
Причиной могут оказаться и эмоциональные проблемы (стрессы).

Во всех случаях отставания ребенка в физическом развитии необходимо обратиться к врачу, чтобы провести соответствующее обследование, уточнить диагноз и при необходимости провести лечение. Дети с низком ростом, но подвижные, веселые, деятельные обычно развиваются правильно и не страдают никакими заболеваниями.

Нарушение роста у детей

Недостаточность роста при наличии наследственных ограничений роста у детей с нормальными функциями эндокринной системы получила наименование примордиальной . При этом она сопровождается нарушениями пропорций тела, и признаками дисморфогенеза.

По А.А. Баранову количество низкорослых детей в РФ достигло в 2000г. 8% (в т.ч. из-за несбалансированности питания по возрасту, включая гиповитаминозы).

Говоря о высоком росте (большом. когда показатели роста превышают средние на 1-3 сигмы, или оказываются выше 97-го процентиля и гигантский рост, когда показатели роста превышают средние более чем на 3 сигмы), необходимо думать прежде всего о семейной особенности роста.

Для постановки диагноза необходимы сведения о росте и его особенностях у членов семьи. Нормальные пропорции тела и соответствие костного возраста паспортному также отличают этот состояние от патологического.

За рубежом считают, что высокий рост может нанести серьезный вред психическому здоровью и личности девочки и предлагают прогнозирование ожидаемого роста в раннем возрасте.

Определены и показания к медикаментозному вмешательству у девочек – прогнозируемый рост более 185 см. Ускорение полового созревания у девочек при лечении эстрогенами уменьшает рост на 10 см, если начать лечение до достижения костного возраста 10 лет.

Оставшийся потенциал роста можно уменьшить, по мнению финских педиатров, примерно на 1/3.

При высоком росте, сопровождаемом поздним половым созреванием, приходится думать о хромосомных аберрациях, в т.ч.

– о синдроме Клайнфелтера (хромосомопатия (преимущественно ХХУ, хроматин-положительная женская): высокий рост (преимущественно за счет конечностей), стройное телосложение, часто выраженная гинекомастия, недоразвитые яички, женский тип оволосения, дебильность, в крови высокое содержание гонадотропина и повышенное выделение 17 КС с мочой), а также:

– о синдроме Хеллера-Нельсона (маленькие атрофичные яички, нормальный интеллект),

– гипогонадотропном гипогонадизме или идиопатическом евнухоидизме, представляющем первичную гипоталамическую недостаточность.

Несемейный высокий рост может иметь природу:

– эндокринную (денома гипофиза (см. ниже), преждевременный пубертат, в том числе ложный при адреногенитальном синдроме, гипертиреоз и др.)

– неврогенную /синдром Сотоса – церебральный гигантизм/;

– обменную природу (синдром Марфана, гомолистинурия, при которых имеет место чрезмерная длина конечностей (относительное уменьшение роста сидя).

Синдром Марфана представляет собой наследственную (аутомосомно-доминатаную) мезодермальную дисплазию с выраженной слабостью соединительнотканных структур.

Для него характерны диспропорционально высокий рост с тонкими длинными костями, выраженной картиной лептосомной астении, длинными кистями и стопами, частой деформацией грудной клетки, общей мышечной гипотонией.

Нередкими являются эктопия (вывих хрусталика, пролапс митрального клапана и/или расширение аорты) и др.

КСТАТИ: им страдали Паганини (его именем иногда и называют эту болезнь), Авраам Линкольн, маршал де Голль, а по Попову с кафедры криминалистики С-Петербургского университета и портрет Иисуса Христа, созданный фотороботом на основании древних текстов, посвященных описанию его жизни, имеет черты этого заболевания.

Адипозогигантизм представляет собой особую форму пубертатного или препубертатного ожирения. Отмечается распространенное и значительное нарастание массы тела при одновременном увеличении роста, преимущественно у мальчиков. Развитие первичных и вторичных половых признаков запаздывает. Маленький член почти скрывается среди складок жира.

Высокий рост часто наблюдается при синдроме Лоренса-Муна-Барде-Бидля (сочетается с ожирением, пигментным ретинитом, умственной отсталостью, гипогонадизмом, полидактилией).

С гигантизмом мы чаще встречаемся при аденоме гипофиза. Чаще встречается у мальчиков. Усиленный рост может начаться с любого возраста, но чаще в пре- и пубертатном периоде. Больные (их родители) жалуются не только на быстрый рост, но и на повышенный аппетит, жажду.

Быстро становится очевидной и диспропорциональность телосложения: голова относительно мила, лицо удлиненное с выступающим подбородком. В более старшем возрасте появляются акромегалоидные черты. Половое развитие, как правило, запаздывает.

Интеллект чаще снижен, характерна психоэмоциональная лабильность. Для лечения аденомы используют лучевое воздействие на гипофиз (гамма- и протонотерапия); более выраженные формы лечат хирургическим путем.

Паллиативным средством терапии является использование блокаторов патологической секреции соматотропина – бромкриптин, перлодел, лисенил и др.

КСТАТИ. самый маленький человек в мире – 22-летний доминиканец Нельсон де ля Росо -56 см, на 1. см его обогнал Мохаммед из Дели, Индия (род. в 1957 г), что и было зарегистрировано в 1990 году. В прошлом году СМИ РФ опубликовали судьбу 21-летнего Морозова К.И. рост которого 51 см (вес 24 кг).

У него нет костных образований, их заменяет затвердевшая хрящевая ткань (он не боится воды, поскольку не тонет в ней). Самой низкорослой женщиной, о которой имеются достаточные сведения, была голландская лилипутка Послин Мастере. Она умерла в 1895 году. Ее рост составлял 61 см.

самый высокий (ныне живущий -II – Александр Сизоненко из Самары – 240 см).

Источник: http://orebenkah.ru/rost-rebenka/narushenie-rosta-razvitija-detej.html

Задержка физического развития

Причины Нарушений Физического Развития у Детей

Задержка физического развития это значительное отставание ребенка по антропо­метрическим показателям от сверстников. Неред­ко оно сопровождается и задержкой становления двигательных навыков и познавательных функций.

Единого мнения относительно критериев диаг­ностики заболевания нет, но обычно о задержке говорят, когда антропо­метрические показатели ниже 3-5-го процентиля или за короткий срок произошло их значительное снижение (например, с уровня выше 75-го про­центиля до уровня ниже 25-го). Традиционно раз­граничивают задержку физического развития, об­условленную заболеваниями (органическую) или социальными и психологическими причинами в отсутствие болезней, вызывающих задержку роста (неорганическую, психосоциальную), характерную для детей до 5 лет.

Эпидемиология и этиология

Распространен­ность заболевания зависит от обследуемого контингента детей. Среди детей, родившихся с низкой массой тела или живущих в плохих материально-бытовых условиях, она до­стигает 5-10%.

Задержке развития способствуют также конфликты в семье, заболе­вания в периоде новорожденности, депрессия у матери.

В США задержка физического развития, обусловленная психологическими и социальными причинами, встречается значительно чаще обу­словленной заболеваниями.

Круг последних довольно широк и затрагивает любые органы и системы.

Ведущие психологические и социальные причины задержки физического развития — бедность, недостаточное внимание и отсутствие привязанности к ребенку родителей, иногда тяжелые психотравмирующие ситуации, такие как жестокое обращение.

Несколь­ко факторов могут воздействовать одновременно, например жестокость сочетается с плохим уходом, глубокая недоношенность с эмоциональной холод­ностью родителей к ребенку.

Симптомы задержки физического развития

Тяжесть проявле­ний колеблется от небольшого отставания роста, массы до облысения, утраты под­кожного жирового слоя, уменьшения мышечной массы, дерматита, рецидивирующих инфекций, белково-энергетического (маразм) или белкового истощения (квашиоркор).

В развитых странах за­держка физического развития обычно ограничива­ется отставанием в росте и массе, диагности­руемым амбулаторно, в развивающихся — весьма распространены такие ее проявления, как рециди­вирующие инфекции и истощение (белковое или белково-энергетическое).

Степень задержки развития ко­личественно определяют, оценивая каждый из антропометрических показателей (масса тела, рост и весо-ростовой индекс) в процентах от средних возрастных на соответствующих диаграммах фи­зического развития.

В отсутствие диаграммы, срав­нение с которой было бы корректно (например, при некоторых влияющих на физическое развитие забо­леваниях), опираются на многократные определе­ния антропометрических показателей в динамике.

У детей, родившихся недоношенными, учитывают продолжительность недонашивания, так как до 1-2 лет корректированного возраста сравнение ан­тропометрических показателей с диаграммами для соответствующего корректированного возраста бо­лее точно, чем с диаграммами для соответствующе­го хронологического.

Отставание расценивается как легкое, умерен­ное или тяжелое, если масса тела составляет 75-90, 60-74 и менее 60% стандартного соответственно, рост — 90-95, 85-89 и менее 85 % стандартного соответственно, а весо-ростовой индекс— 81-90, 70-80 и менее 70% стандартного соответственно. Как правило, отставание массы тела проявляется раньше, чем отставание ро­ста. При хроническом недоедании масса тела часто соответствует росту, так как оба показателя отста­ют от возрастных стандартов.

Лабораторные исследования при отставании физического развития обычно мало информатив­ны, а потому их следует ограничивать разумным пределом. Для начала достаточно общего анализа крови, анализа мочи и определения свинца в сыво­ротке крови.

Определение костного возраста часто помогает отличить семейную низкорослость, при которой он соответствует хронологическому воз­расту, от эндокринных заболеваний и расстройств питания, при которых он отстает от хронологиче­ского.

Другие исследования, такие как определение функции щитовидной железы, всасывания и ацидемий, вызванных органическими кислотами или аминокислотами, потовая проба, назначают при соответствующем анамнезе или физикальных на­ходках.

Диагностика задержки развития

Диагностика опирается в первую очередь на анамнестические и клинические данные и наблю­дения взаимоотношений родителей и ребенка. По­следние, особенно во время кормления, зачастую важны в диагностике причин физического развития.

К ним относятся:

  • неспособность родителей обеспечить ребенку достаточное питание;
  • неспо­собность ребенка получить достаточное питание
  • его неспособность усвоить питание.

Питание ребенка может быть недостаточным из-за того, что родители не знают, как правильно кормить ре­бенка, имеют необычные убеждения относитель­но питания, потому что мать страдает депрессией или просто потому, что семья бедна. У детей пер­вых мес.

жизни особенно важно выяснить состав питания, его режим и реакцию родителей на то, что ребенок беспокоен между кормлениями или, наоборот, просыпает очередное кормление.

Нару­шения координации сокращения мышц полости рта и глотки, анатомические аномалии, сердечно­сосудистые расстройства, увеличение нёбных мин­далин и их рецидивирующие инфекции, аденоиды (гипертрофия глоточной миндалины) могут нару­шать глотание.

Основные причины недостаточного поступления источников энергии — рвота, понос и нарушения всасывания. В диагностике причин болезни надо исходить из возраста ребенка и клинической кар­тины.

Для успеха лечения необходимо уяс­нить, каково состояние здоровья ребенка и состо­яние его питания, понять, каковы проблемы семьи и взаимоотношения ребенка и родителей. Неза­висимо от причины необходимо создать в семье условия для нормального питания. Особая тща­тельность в восстановлении питания требуется при тяжелом истощении.

Если в основе патологии лежит заболевание, ведущее значение имеет его те­рапия. Тип усиленного питания зависит от тяжести задержки физического развития и характера забо­левания, вызвавшего ее.

Например, при почечной недостаточности необходимо тщательно контро­лировать поступление с питанием белка.

Эффек­тивность высококалорийного питания зависит от характера заболевания, его лечения и тяжести за­держки физического развития.

Грудным детям старше 6 мес. и детям 1-2 лет, у которых задержка физического развития обу­словлена психологическими и социальными при­чинами, продолжительность кормления должна быть 20-30 мин, начинать его следует с гу­стой пищи. Следует, по возможности, исключить отвлекающие моменты. Дети старше 1 года должны принимать пищу вместе с другими членами семьи.

Нельзя кормить насильно. Потребление воды, со­ков, низкокалорийных напитков следует ограничи­вать, а потребление высококалорийных продуктов, таких как цельное молоко, сыр, масло, сухие фрук­ты, — поощрять.

Иногда целесообразно ввести вы­сококалорийные пищевые добавки, такие как Дуокал (Duocal) или Поликос (Polycose), высокока­лорийные добавки к цельному молоку или молочную смесь повышенной калорийности, содержащую более 20 ккал на 30 мл — Педиасур (PediaSure), Энсур (Ensure), Ресурс (Resource).

Быстрая прибавка массы тела обычно подтверж­дает предположение о психологической и социаль­ной причине задержки физического развития.

Госпитализация показана при тяжелом истоще­нии, необходимости тщательного обследования, отсутствии соответствующего ускорения роста, не­уверенность в адекватности отношения родителей к ребенку. Если нарушения развития связана с заболеванием, в стационаре должно быть проведено обследование и лечение, не оставляющее родителей и ребенка неудовлетворенными.

При за­держке физического развития ребенка госпитали­зируют на 5-10 дней для контроля калорийности питания и взаимоотношений родителей и ребенка. Цель госпитализации в подобных случа­ях — добиться ускоренного роста и научить роди­телей правильно кормить ребенка.

Независимо от причины болезни к кон­цу госпитализации характер питания и его режим должны соответствовать рекомендуемым после вы­писки.

Прогноз

Независимо от причины задержка фи­зического развития на первом году жизни опасна. Максимум постнатального роста головного моз­га приходится на первые 6 мес. жизни. Его уве­личение на первом году равно увеличению за все остальные детские годы.

Приблизительно у трети де­тей с задержкой физического развития, вызванной психологическими и социальными причинами, за­держивается психомоторное развитие, возникают расстройства социальной адаптации и эмоциональ­ные нарушения. При патологии, обусловленной заболеваниями, прогноз зави­сит как от характера болезни и тяжести задержки.

Всем детям, у которых наблюдалась эта болезнь, следует в дальнейшем оценить когнитивное и эмоциональное развитие и постоян­но его контролировать, при необходимости при­менять коррекционные меры.

Источник: http://surgeryzone.net/pediatria/zaderzhka-fizicheskogo-razvitiya.html

Ordinartor
Добавить комментарий