Игры Для Детей с ДЦП — Как Помочь Ребенку

Игровое лечение и реабилитация детей с ДЦП

Игры Для Детей с ДЦП — Как Помочь Ребенку

Лечение и реабилитация ребенка с ДЦП будет эффективней, если упражнения составляют часть игрового процесса. Ребенок таким образом может целый день заниматься и даже не почувствовать усталости.

А усилия могут быть приложены значительные, ведь игры — это не только физическое и психологическое развитие, это еще и азарт, который помогает легко переносить игровое напряжение. Игры могут быть подвижные, развивающие, дидактические, ролевые.

Конечно, нужно применять специальные развивающие и обычные игрушки, которые помогут малышам справиться с их недугом.

Особенности

Детский церебральный паралич возникает из-за нарушения работы мозга.

Но это орган, который можно развивать, он очень гибкий, и он может осваивать новые функции длительное время после рождения ребенка.

Поэтому нужно начинать как можно раньше, когда центральная нервная система готова воспринимать и осваивать информацию самым эффективным образом. А самое эффективное лечение для детей — игровое.

Для будущего благополучия малыша его нужно научить ходить, а также — навыкам самообслуживания, для который нужно иметь развитую мелкую моторику. Конечно, возможно, степень поражения головного мозга может быть таким, что обычными движениями ребенок не сможет пользоваться из-за своих особенностей.

Но он сможет делать все так, как ему удобно, как у него получается, но обязательно сможет, в это нужно верить, над этим нужно работать и ребенка нужно постоянно обнадеживать.

Игры — это способ заставить ребенка двигаться больше, но ребенок и не будет подозревать, что его что-то заставляет, для этого проводите занятия интересно и, желательно, весело.

Рекомендации:

  • первые игры должны проводится медицинскими специалистами или под их контролем, они смогут не только проследить за безопасностью, но и подсказать детали, которые могут быть незаметны для неопытных родителей;
  • даже в играх нужно обучать правильных движений, ведь дети не могут двигаться полностью нормально из-за возможного отсутствия симметрического тонуса мышц, также может быть гипертонус и гипотонус;
  • заниматься можно просто в домашних условиях, специальных приспособлений не нужно;
  • младшие дети должны заниматься индивидуально, для старших лучше подобрать группу;
  • не смотря на то, что уверенный диагноз, как правило, выставляется после одного года, лучше заниматься сразу после рождения, чтобы мышцы были в тонусе.

Разминка

Перед занятием нужно помассировать конечности детей, особенно те, которыми ребенок будет заниматься, в данном случае это руки, игры и упражнения для детей нужно начинать с разминки.

Разминка кистей:

  • покрутить кистями рук самостоятельно, с увеличенной амплитудой — с помощью другой руки или взрослого;
  • помассировать пальчики, согнуть и разогнуть каждый палец;
  • провести пальцами от основы кисти другой руки до окончания пальцев.

Упражнения для подвижности пальцев:

  • сжать пальцы в кулак, причем средний и указательный пальцы должны остаться прямыми, на вытянутой руке покрутить кистью и наклонять ее в разные стороны; 
  • кулак остается сжатым так, что указательный и средний палец остаются вытянутыми и тянем выпрямленные пальцы вверх, в верхнем положении их нужно согнуть и разогнуть по очереди;
  • слегка нажать большим пальцем по очереди на все другие пальцы руки;
  • дети рисуют в воздухе круг указательными пальцами рук — по очереди или двумя вместе.

Развитие моторики рук

Подвижные игры для детей с ДЦП могут развивать моторику рук. Подобные тренировки помогают совершать точные движения, это помогает детям утвердить себя в жизни, так как умение управлять своими руками позволяет учится в школе, пользоваться компьютером и обучаться различным навыкам, которые смогут сделать жизнь ребят полнее.

Игра «Серый зайка моет лапки», от 3 до 7 лет.

Дети рассаживаются вокруг, в центре — ребенок, играющий зайчиком. Дети хором проговаривают:

Зайчик в гости любит ходить

Ушки, ротик будет мыть

Свои пушистые лапки

Вытрет чистой белой тряпкой

В гости сразу он поскачет

Молодец наш милый зайчик.

Ребенок, который играет роль зайчика, должен проделывать все, о чем говорят дети, зачитывая стих. Дети вокруг повторяют движения. Зайчик во время слов «в гости сразу он поскачет» выбирает любого ребенка из круга, таким образом передавая роль зайчика. Желательно, чтобы в центре круга побывали все детки, но если их много, то хотя бы пятеро.

Игра «Катим мяч с высокой горки» для возраста от 2 до 5 лет

Для игры нужна наклонная поверхность, по которой катится мяч — один ребенок спускает мяч с верхней точки, стараясь скатить так, чтобы ребенок, который снизу не смог поймать.

Это игра не требует подвижности, но развивает внимание, концентрацию, координация, подвижность суставов рук. После определенного количества бросков нужно поменять местами.

Можно играть с детьми на счет — кто меньше мячей пропустит. 

Вестибулярный аппарат

Игра «Пройти ворота» — для возраста от 5 до 14 лет

Четыре стула со спинками ставим по два в ряд спинками к середине. Образовать проход шириной полметра.

Дети должны пройти этот своеобразный туннель, не задев спинки кресел — если это хорошо получается, можно попробовать с закрытыми (или завязанными) глазами. Побеждает тот, кто меньше всех заденет стулья.

Игра учит быть осторожными, концентрировать внимание, а также запоминать препятствия в случае игры наощупь.

Игра «По команде становись» — для возраста от 7 до 14 лет

Следующее упражнение на реакцию. Но игра очень подвижна, она развивает равновесие, вестибулярный аппарат и тренирует мышцы ног и корпуса.

Дети выстраиваются перед взрослым, повернувшись лицом, можно полукругом, если детей много. Расстояние между ребятами должно быть около одного метра.

Руководитель командует повернуться, покружиться, сделать шаг вперед, назад, в сторону, дети должны быстро изменять направление, переключаться с одного движения на другое. Сначала можно командовать медленно, постепенно ускоряясь.

Кто ошибся — выбывает или получает штрафное очко. Побеждает тот, кто выполняет команды с меньшим количеством ошибок.

Игра «Мини диско»

Если играть под занимательную музыку, можно организовать мини-дискотеку. Ведущий показывает движения, а дети просто их повторяет. Движения нужно подбирать в соответствии с возможностями ребят. Но можно составить программу даже для детей, находящихся на инвалидных колясках — движения могут включать упражнения руками, головой, повороты туловища.

Укрепление мышц

Мышцы нужно укреплять, это способствует нормализации тонуса. Быстрые движения несложно проделывать в игровом азарте, они полезны при миалгии, когда боль сопровождает гипертонус.

Игра «Запрет на одно движение», возраст от  6 до 14 лет

Дети становятся или присаживаются на кресло или пол, ставя руки на колени. Ведущий показывает различные движения, дети повторяют за ним.

Упражнения должны быть простыми, чтобы их можно было делать быстро, и одновременно влиять на разные мышцы, чтобы они разминались. Заранее оговаривается одно движение, которое исполнять нельзя, вместо него нужно хлопать в ладоши.

За ошибку начисляется штрафной балл, выигрывает тот, у кого ошибок меньше. Кроме хорошей разминки, развивается реакция и внимание.

Игра «Внимательное упражнение»

Игра позволяет давать ребятам хорошую нагрузку на любых упражнениях. Ведущим должен быть взрослый, который делает упражнение, комментируя его, а дети повторяют. Одно условие когда ведущий говорит «Я говорю» дети делают движение, когда просто говорит и делает движение без «я говорю», то это движение повторять не надо.

Например, «я говорю руки вверх» — нужно повторить движение руками вверх, потом команда «руки вниз» — делать не надо. Кто собьется, выбывает из игры. Нужно, чтобы ведущий был внимательный, а также выбирают внимательного судью, также из взрослых, которые будут отводить в сторону проигравших детей.

Те, кто проигрывает, не должны расстраиваться, так как игра проходит быстро и ее вскоре можно будет начать сначала.

Эстафета «Передай другому» для детей от 7 до 14 лет

Формируется две команды с количеством детей около 5 в каждой. Ребята выстраиваются шеренгами друг напротив друга.

Выбранные капитаны с мячами в руках отходят на три метра в сторону, место их пребывания обозначается мелом, также линией обозначается место первого в шеренге игрока, который ближе к капитану.

Капитан бросает мяч тому, кто спереди шеренги, сразу ловят мяч обратно, а игрок из шеренги, который принимал мяч, быстро занимает место на лавочке.

Капитан не имеет право двигаться с места — если он не поймал мяч (или же игрок из команды), игрок должен идти за мячом и становиться на место, таким образом команда теряет время.

Побеждает та команда, которая быстрее окажется на лавочке, причем последним садится капитан.

Игра является частью эстафеты, она позволяет ребятам не только тренироваться, но и чувствовать себя, как здоровые дети, так как она заставляет быстро двигаться, а в движении мячом не так легко орудовать.

Командные игры позволяют детям общаться в непринужденной обстановке, соревновательность тренирует качества, которые нужны в реальной жизни.

Игры, в которых нужно много двигаться, лучше проводить на улице, но желательно на газоне, так как возможны падения (не только детей с ДЦП, но и здоровых).

Свежий воздух и солнце поможет детям становиться здоровее, также это улучшает настроение и побуждает желание жить полной жизнью, не замыкаясь на своих проблемах.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология изучает мышечное движения, кинезиологические упражнения заставляют двигаться под некоторым напряжением, благоприятно влияя на суставы. Занятия для детей с ДЦП такого типа благоприятно влияют на лечения болезней суставов, в частности полиартриров.

Игра «Гонки» для детей от 4 до 9 лет.

В гонках могут принимать участие любые игрушки на колесах — например машинки, лошадки. К игрушке привязывается веревка, которую ребенок должен наматывать на палочку. При наматывании игрушка будет приближаться  к детям. Выигрывает тот, чья машинка быстрее доедет.

Дети должны быть поставлены в равные условия — игрушки должны быть на равных расстояниях и приблизительно одинаковые по весу и легкости хода.

Чем больше игрушка, например лошадки на колесах, тем больше усилия нужно приложить в игре и тем больше будет эффект от таких игровых упражнений.

Игра «Коснись кулака» для детей от 6 до 14 лет

Эта пальчиковая игра разрабатывает суставы рук. Играть можно стоя, сидя или лежа. Одна рука сжимается в кулак и разворачивается внутренней стороной ко второй, которая упирается в этот кулак пальцами с открытой ладонью.

Потом руки меняются местами — кулак разжимается, а ладонь сжимается в кулачек. Упражнение нужно проводить быстро на протяжении одной минуты.

Если проводятся соревнования между несколькими ребятами, побеждает тот, кто сделает больше сжатий кулака за одну минуту.

Подвижные занятия

Подвижные игры для детей с ДЦП нужны не только для укрепления мышц, но и при поражении суставов.

В целом суставы требуют улучшения кровообращения, а также сильной мышечной системы, чтобы мускулы брали на себя часть нагрузки, соответственно, разгружая кости и их соединения между собой.

Подвижный ребенок если не выздоравливает, то точно сразу становится здоровее, ведь возможность передвигаться — это здоровые не только органы и части тела, которые отвечают за передвижение, но и дыхательная, кровеносная система.

Игра «Чей стул»

Игра развивает внимание, реакцию, двигательную точность. Игроков должно быть на один больше, чем стульев. Стулья расставляем по кругу спинками внутрь. Игроки под музыку движутся вокруг стульев, как только музыка прекращается, игрок старается занять место на стуле.

Проигравший будет стоять, не успев сесть, и выбывает. После этого нужно убрать один стул, и игроков опять становится на один больше, чем кресел.

Таким образом, последние два игрока кружатся вокруг одного стула, и победитель будет один — кто успеет сесть по определенному сигналу.

Игра «Передай мяч»

Игроки делятся на две равных по количеству детей команды, выбирают капитана. Становятся в круг, мяч в руках капитана. Дети быстро стараются передать друг другу мяч по кругу, побеждает та команда, у которой мяч быстрее вернется к капитану. Вместо мяча может быть мягкая игрушка или другой безопасный предмет.

Игра «Кегли»

В игре развивается глазомер, рассчет мышечного усилия, точность целенаправленных движений. Нужно составить одинаковую фигуру из кеглей, кубиков, бытовых предметов (например, пустых жестяных банок).

Фигуру нужно полностью разбить кегельным шаром либо обычным мячом за меньшее количество попыток. За каждую попытку начисляется балл, побеждает тот, кто наберет меньше баллов.

Чтобы игру упростить, нужно уменьшить расстояние, которое должно быть от двух до четырех метров.

Конечно, проведение игр сильно зависит от состояния детей. Но в любую тренировку нужно включать элемент состязательности.

Также можно детей водить в обычную игровую комнату, где ребенок будет стремиться к поведению обычных детей, которые преодолевают препятствия, играют с мячиками, снарядами.

Не всегда можно полностью соответствовать каким-либо стандартам, но свое положение можно всегда улучшить, и улучшения можно проводить сколько хватит сил.

Источник: http://www.deti-semja.ru/dcp/igry.html

Увлекательные детские игры-наши помощники в развитие детей

Игры Для Детей с ДЦП — Как Помочь Ребенку

У маленьких деток с ДЦП наблюдается замедленность речи, проблемы со слухом и зрением, двигательными способностями.

Чтобы максимально снизить возникновение последствий данной болезни, специалистами были разработаны специальные развивающие игрыдля детейс дцп.

Доброго времени суток, уважаемые друзья! Детский церебральный паралич представляет собой довольно тяжелую патологию, при которой происходит целый ряд физиологических и психических отклонений.

И как это не удивительно, но улучшить состояние ребенка можно с помощью игр, уж поверьте мне на слово (проверенно на личном опыте)

Мелкая моторика

Игры – это любимые занятия детей и больные дцп не исключение. Игра представляет собой массу положительных эмоций.

Чтобы достичь успехов в развитие мелкой моторики, малыша нужно заинтересовывать подобными занятиями. Упорный труд обязательно даст результаты.

Чтобы развить мелкую моторику, необходимо работать над подвижностью пальцев, независимо от тяжести патологического процесса.

Не нужно забывать о правилах каждой игры – частоте проведения. Лишь при систематических тренировках движения станут более уверенными, а руки подвижными.

Главное упражнение должно обязательно сопровождаться массажем. Если ребенок уже достаточно большой, он может выполнять имитацию надевания перчаток на руки, умывания и т.д.

После массажа можно смело приступать к игре, которая может быть представлена в таких игровых формах:

  • пальцы должны быть сжаты в кулак. Малыш поворачивает его в разные стороны. Игра проделывается в прекрасном настроении и с улыбкой. Мама при этом говорит: идет коза рогатая»;
  • касаемся к большому пальчику всеми остальными. Вы можете удачно выучить и запомнить названия пальцев, если малыш еще не выучил. Делайте занятие более усложненным, меняя поочередность касаний;
  • поиграем в зайчика. Малыш в кулаке вытягивает первые два пальца, имитируя шевеление ушек животного.

Никакие обучающие игры не проходят без игрушек. Вы можете смастерить самостоятельно эти изделия либо купить в магазине.

Решать вам. Чтобы сделать процесс увлекательным, вы должны знать вкусовые предпочтения своего чада.

Всевозможные кубики, пирамиды из дерева, мозаики, пазлы, настольные игры и другие приспособления должны стать вашими постоянными спутниками. Находите новые увлечения и хобби, экспериментируйте.

Мастерить ребенку поможет специальная увлекательная игрушка «Мастерская» .

При помощи конструктора «Шахматы» ваш ребенок сможет не только весело проводить время, но и будет постоянно развивать мелкую моторику, внимание, концентрацию, фантазию

Взаимодействуя с конструктором «Волшебные формы» ваш малыш не только разработает моторику рук, но и пространственное мышление, узнает, что такое форма, цвет.

Кухня лучшее место, чтобы поэкспериментировать. Набор «Кулинарный маг» откроет секреты элементарных, но увлекательных явлений. Детки смогут заниматься интересными делами, проводить опыты, что невероятно затягивает.

Чтобы развить художественный вкус, координацию движений, внимание, вам поможет набор для творчества  «10 пушистиков»

Лепка делает чудеса

Этот процесс очень полезен для развития мелкой моторики и интеллекта. Можно использовать пластилин, глину. В процессе лепки ребенок не только будет учиться творить красоту, но и научиться давать оценку происходящему вокруг.

При этом существенно усовершенствуются движения и состояние мышц, устраняется нервозность и тревожность, восстанавливается эмоциональное состояние ребенка. Поэтому лепка является невероятно полезной для формирования моторики.

Главной целью действия является создание картинки. Для базы можно подобрать бумагу либо картон, однако основным действующим элементом должна стать маленькая рука.

Пластилин невероятно послушный материал и в руках ребенка он превращается в нечто прекрасное. Дайте свободу действий его рукам. Пусть его пальцы станут уверенными, движения целенаправленными и последовательными.

Пальчиковая гимнастика

Дети любят имитировать картину из сказки пальцами. Занятия должны выполняться неторопливо, руки должны чередоваться одна с другой и в результате взаимодействовать друг с другом одновременно.

Малыш должен осознавать, что конкретно от него хотят. Следите за тем, чтобы ваш голос был мягок и позитивен, хвалите ребенка за достижения.

Шнуровка и рисование

Процесс шнуровки может основательно дать толчок к письму. Изначально необходимо применить обычный метод шнуровки, затем его простые детали в игровой форме.

Данная техника может выражаться и в других формах:

  • надевание бусин на шнурок;
  • завязывание шнурка на бант;
  • шнуровки в форме театральной постановки.

Обязательно рисуйте с ребенком и пусть он пачкает бумагу красками, создает каракули и размазню.

Проводите эксперименты, занимайтесь творчеством, будьте в прекрасном настроении, дайте волю своему ребенку, пусть делает и творит то, что хочет.

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевые игры являются действенными методиками воспитания, ведь малыш учится познавать окружающий мир, анализирует личные действия, адаптируется к непривычным для него условиям, узнает об коллективных взаимоотношениях.

Эти занятия всегда интересны, увлекательны, разнообразны. Они направлены на развитие таких свойств, как терпение, активность, воображение.

Сказки про вашего ребенка

Настольные игры с детьми

Роль взрослых в детских играх

Принимая во внимание то, что маленький человек старается воспроизвести свое личное понимание общества, участие зрелых людей играет огромную роль.

Цель взрослых состоит в направлении малыша, без разрушения основного действия. В процессе имитации взрослого мира, малыш часто использует ассоциальные роли.

Участие родителей заключается в следующем:

  1. Стремительно восполнять навыки ребенка согласно возрастным нормам, пополнять представления малыша об окружающем мире, формировать нравственные оценки.
  1. Перевоплотить процесс обучения в метод перевода настоящего жизненного опыта в игровую форму.
  1. Постепенно менять игровую обстановку и закреплять полученные знания, прививать ребенку самостоятельность;
  1. Вести коммуникации с ребенком в игровой форме, менять роли.

Основная цель воспитания состоит в применении более сложного процесса, который в дальнейшем можно будет воплотить в взрослую жизнь.

Развиваем воображение и интеллект

Игрушки, которые используются в играх, должны отражать определенный образ. Так малыш может контактировать с реальными героями, опираясь на сюжет из сказки, мультфильма.

Эти образы служат прекрасным инструментом развития личностной стороны ребенка. Помимо этого, они являются мотивацией развития логического мышления, творческой стороны личности, помогают развить память.

К перечню таких игрушек относят специальные куклы, машинки, в зависимости от пола ребенка. Также используется мебель, предметы интерьера, игрушки в виде зверей.

Все для творчества и развития ребенка

Разновидности и характеристика сюжетно-ролевых игр

Игры разделяются на конкретные разновидности, исходя из темы и сюжетной линии:

  1. К бытовым относят имитацию дома, семьи, кукольных постановок. Так игроки показывают свое осознание человеческих взаимоотношений.
  1. Коллективные. Их главной идеей является человеческая деятельность: полиция, больница, школа и прочее.
  1. Героические и патриотические воплощают исторические подвиги.
  1. Литературные отображают героев из литературных произведений, телепередач.
  1. Режиссерские представляют собой действия с применением кукол: сцены, разговоры, поступки.

Имитируя взрослую жизнь, у ребенка развиваются межличностные отношения. Таким образом, детки не только учатся общаться, но и строить гармонию внутри семьи.

Когда девочка играет маму, у нее формируется материнский инстинкт. Мальчикам отводится роль глав семьи, кормильцев.

Родители должны понимать, что ребенку не интересно играть самого себя, они обязательно должны перевоплощаться. Это поможет в дальнейшем преодолеть всевозможные преграды в жизни.

Имейте в виду, что сформировать верное отношение к многим вещам в жизни можно не только при помощи слов, но и на собственном примере.

Книга про массаж — Абилитация детей с церебральными параличами. Массаж и самомассаж

Всего вам хорошего!

Дорогие друзья, подписывайтесь на обновления блога и не забывайте делиться с друзьями информацией в социальных сетях.

Источник: http://mamaalay.ru/razvivayushchie-igry-dlya-melkoj-motoriki-u-detej-s-dcp/

Игры для детей с ДЦП

Игры Для Детей с ДЦП — Как Помочь Ребенку

Детский церебральный паралич – это болезнь неврологического характера, которая имеет хроническую форму течения и поражает головной мозг. В большинстве случаев патология диагностируется в младенческом возрасте после того, как родители заметят первые характерные симптомы.

Чем раньше будет начато лечение и реабилитация, тем больше шансов улучшить качество жизни ребёнка. Родителям важно понимать, что придётся пройти длительный период реабилитации. Нередко во время неё используются игры для детей с ДЦП, потому как они помогают в лёгкой и интересной форме улучшить функции организма ребёнка.

Рекомендуется придерживаться определённых рекомендаций для того, чтобы подобные занятия пошли на пользу малышу.

Причины патологии

ДЦП считается распространённой проблемой, которая значительно ухудшает состояние ребёнка. При этом возникнуть патология может по разным причинам. Преимущественно она формируется ещё в период внутриутробного развития, при этом на здоровье малыша часто влияют негативные факторы.

Женщины могут позаботиться о том, чтобы предотвратить появление болезни. Для этого достаточно знать причину, по которой она проявляется, а также выполнять профилактику.

Главные провоцирующие факторы:

  • Гипоксия. Это опасное состояние, при котором появляется кислородное голодание в период вынашивания плода. Из-за того, что плод не получает достаточного количества питательных веществ и кислорода, он не может полноценно формироваться. Как итог, в будущем у ребёнка могут диагностировать ДЦП, от которого не удастся полностью избавиться.
  • Конфликт резус-фактора малыша и матери. Достаточно веская причина, которая часто приводит к дцп гиперкинетической формы .
  • Инфекционные заболевания. Они могут возникнуть у матери в период вынашивания ребёнка. Подобные болезни важно вовремя начинать лечить, чтобы не ухудшить состояние плода. Если для матери болезни окажутся неопасными, то ребёнку они могут нанести значительный вред.
  • Тяжёлые роды. В такой ситуации могут возникнуть у ребёнка проблемы со здоровьем. Бывает и такое, что малыш получает травму при появлении на свет, при этом подобное нередко происходит из-за халатности врачей.
  • Токсическое отравление. Оно может возникнуть даже после рождение. В любом случае данный фактор крайне негативно скажется на состоянии центральной нервной системы.
  • Сбои при формировании структур головного мозга. Они тоже могут приводить к тому, что у малыша возникает церебральный паралич.

Следует отметить, что появление ДЦП у новорожденных достаточно часто связано сразу с несколькими факторами. При этом именно гипоксия считается наиболее распространённой причиной. Она нередко может сопровождаться преждевременным отслоением плаценты, а также неправильным положением плода. При этом другие причины тоже встречаются, поэтому родителям нужно быть осторожнее, чтобы не допустить их появления.

Значительно проще предотвратить возникновение детского паралича у ребёнка. Для этого будет достаточно следовать конкретным рекомендациям, чтобы повысить шансы на рождение здоровых детей.

Профилактика ДЦП

  • Непосредственно профилактика заключается в проведении следующих мероприятий:
  • Важно планировать беременность, убедиться в здоровье обоих родителей и посетить врачей, чтобы выслушать их мнение по поводу грядущих родов.
  • Мать обязаны отказаться от употребления спиртных напитков и от алкоголя, причём желательно это сделать ещё за полгода до момента зачатия. Полезно будет и будущему отцу отказаться от своих вредных привычек, чтобы появилась возможность родить полностью здорового ребёнка.
  • Женщина должна правильно питаться в период беременности, а также при лактации. Это важно по той причине, что от количества питательных веществ зависит формирование ребёнка. Если будет не хватать всех элементов, тогда могут появиться серьёзные отклонения в состоянии здоровья.
  • Важно контролировать уровень гемоглобина в крови беременной женщины. Данный показатель способен достаточно часто меняться из-за особого положения девушки. При этом важно поддерживать его в норме, чтобы ребёнок мог полноценно развиваться.
  • Женщина должна своевременно бороться с вирусными и инфекционными инфекциями, чтобы они не навредили ребёнку. Ещё лучше будет позаботиться о том, чтобы не допустить появления подобных болезней.
  • Для родов нужно выбирать хорошую клинику. Тем более, важно позаботиться о том, чтобы ребёнок появился на свет в больнице. Только в этом случае можно будет не беспокоиться о том, что роды пройдут тяжело и негативно отразятся на состоянии здоровья малыша.

К сожалению, не во всех случаях удаётся предотвратить возникновение церебрального паралича у детей. По этой причине придётся вовремя обнаружить симптомы и обратиться к медицинским специалистам.

Они назначат лечение, которое направлено на устранение клинических проявлений и на улучшение качество жизни ребёнка. При этом обязательно придётся пройти реабилитацию, чтобы нормализовать состояние несовершеннолетнего.

Симптоматика

Детский церебральный паралич преимущественно проявляется в виде двигательных нарушений. При этом их выраженность зависит от возраста малыша. Медицинские специалисты выделяют определённые стадии болезни.

Бывают следующие виды: ранний, начальный резидуальный и поздний резидуальный. При этом на ранней стадии, когда младенцу до 5 месяцев, далеко не всегда удаётся поставить диагноз. Связано это с тем, что характерных проявлений мало, а на тревожные признаки родители не обращают внимание.

На ранней стадии ДЦП проявляется в виде задержки в двигательном развитии, проблемы с мышечным тонусом и преимущественное использование только одной конечности.

Стоит отметить, что у детей могут длительное время оставаться безусловные рефлексы, которые исчезают до 5 месяцев.

Например, малыш при надавливании на ладошку захватывает палец, при этом данная реакция в основном наблюдается у детей до 4 месяцев.

При этом постепенно можно заметить, что у несовершеннолетнего происходит скелетная деформация, наблюдается ограниченность в подвижности суставов, присутствуют судороги.

Помимо этого, малыш становится слишком резким, при этом не все движения он может контролировать.

С возрастом начинает наблюдаться задержка умственного развития, проблемы с мочеиспусканием и дефекацией, нарушение речи и зрения.

Следует отметить, что конкретные симптомы зависят от того, насколько тяжело проходит заболевание у ребёнка. Некоторые дети имеют возможность самостоятельно передвигаться, выполнять различные задачи и даже ходить в школу. При этом нередки и такие случаи, когда несовершеннолетние не могут обходиться без посторонней помощи, поэтому нуждаются в постоянной опеке.

Рекомендации по играм для детей с ДЦП

Если у малыша имеется ДЦП, тогда крайне важно его развивать и обучать навыкам самообслуживания. Не во всех ситуациях удаётся научить несовершеннолетнего пользоваться обычными предметами и выполнять привычные задачи так, как делают это здоровые люди.

При этом, ели работать над состоянием ребёнка, удастся научить его справляться самостоятельно с повседневными делами. Чтобы развивать мелкую моторику и больше двигаться, потребуется использовать различные игры. Они позволят быстрее адаптировать ребёнка к его состоянию и образу жизни.

Советы:

  • Первые игры нужно проводить под контролем медиков. Им важно проследить за безопасностью занятий, а также они смогут подсказать важные моменты, о которых даже не подозревают родители.
  • Занятия можно проводить даже в домашних условиях без применения специальных приспособлений.
  • Важно в игровой форме обучать ребёнка правильным движением.
  • Маленьким детям лучше заниматься индивидуально, а старшим рекомендуется тренироваться в группе.

Игры бывают разных видов, поэтому родители смогут подобрать подходящие для малыша варианты. В процессе придётся подстраиваться под особенности ребёнка, под усидчивость и личные предпочтения.

Варианты игр

Начинать родителям нужно с простых игр, а затем постепенно подходить к сложным. Можно устраивать игры с песком, они развивают моторику кисти и тактильную чувствительность. Песок можно пересыпать, мешать, заполнять им предметы и смешивать с водой.

  • Следует выполнять поделки, которые бывают разными по сложности. Например, можно катать мячики, которые разрешается делать из фольги или бумаги. Игры с водой тоже окажутся полезными для ребёнка. Одни предметы будут плавать, другие тонуть. При этом некоторые объекты могут издавать звуки, что привлечёт внимание малыша и улучшит сенсорное восприятие.
  • С ребёнком можно катить мяч по поверхности, которая находится под наклоном. Можно участвовать в занятии сразу двум детям. Один ребёнок будет с верхней точки спускать мяч, при этом ему нужно стараться сделать так, чтобы малыш снизу его не поймал. Это будет развивать концентрацию и подвижность суставов верхних конечностей.
  • Если ребёнку уже исполнилось от 7 лет, тогда можно попробовать следующую игру. Руководитель будет говорить, какие дети должны выполнять движения, например, поворачиваться, кружиться, сделать шаг вперёд или назад. Важно, чтобы несовершеннолетние могли быстро переключаться между действиями, к тому же, подобное занятие будет улучшать равновесие.
  • Достаточно простой игрой будет устроить для детей урок танцев. Взрослый будет показывать движения, при этом дети будут их повторять. Естественно, конкретные действия нужно будет подбирать в зависимости от возможности пациентов.
  • Детям старше 7 лет можно поиграть в игру, при которой нужно перекидывать друг другу мяч. Будет важно его поймать, чтобы каждая команда смогла получать очки и стать победителем.

Крайне важно добиться того, чтобы ребёнок не замыкался в себе и старался больше двигаться. Для этого используются командные игры, которые особенно полезны для детей постарше. В любом случае конкретные занятия нужно подбирать в зависимости от возраста ребёнка.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/dtsp/igry-dlya-detej.html

Как помочь ребенку с дцп ходить и говорить

Игры Для Детей с ДЦП — Как Помочь Ребенку

В сегодняшней статье мы поговорим о том, как помочь ребенку с дцп. Большую группу детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом. Ведущим дефектом в клинике заболевания является двигательный дефект, который может проявляться недоразвитии, нарушении или утрате двигательных функций.

Часть детей с ДЦП не имеет отклонений в развитии познавательной деятельности, тем не менее, у многих детей отмечаются задержка психического развития, речевые нарушения, нарушения функций других анализаторов (зрения, слуха).

К причинам нарушений опорно-двигательного аппарата относятся: внутриутробная патология (инфекционные, вирусные заболевания, перенесенные во время беременности, токсикозы в тяжелой форме и др.), родовая травма, асфиксия, патологические факторы, действующие на ребенка в течение первого года жизни (перенесенные малышом менингит, энцефалит, травмы, ушибы головы).

В настоящее время врачи называют одной из самых частых причин возникновения ДЦП сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой.

К особенностям проявления нарушений у детей с ДЦП относятся задержка и нарушение формирования всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипуляций.

На ранней стадии двигательное развитие может характеризоваться неравномерностью: к 8-10 месяцам, когда обычные дети уже умеют сидеть, пробуют стоять, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто еще не могут держать голову, хотя, как и ровесники, начинают переворачиваться, пробуют садиться.

У ребенка с ДЦП в этом возрасте еще может не быть реакции опоры, зато он может тянуться к игрушке и захватывать ее, установка тела при стоянии и ходьбе чаще всего дефектна из-за патологии тонуса мышц, ограниченности произвольных движений, наличия насильственных движений или нарушением равновесия и координации.

Отклонения в развитии детей с ДЦП

Отклонения в психическом развитии детей с ДЦП определяются временем, степенью и локализацией поражения головного мозга: чем раньше произошло поражение головного мозга в период внутриутробного развития, тем тяжелее дефект.

Характерными нарушениями являются различные нарушения познавательной и речевой деятельности, в плане эмоционально-волевой сферы у одних детей отмечается повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других, напротив – вялость, заторможенность реакций.

У деток с ДЦП личность формируется своеобразно: если не проводить специальных занятий с дефектологом, самим родителям не формировать в ребенке чувство уверенности и самостоятельности, велика вероятность того, ребенок вырастет застенчивым, робким, обидчивым и слишком чувствительным.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание комплексной медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение общего и профессионального обучения.

В коррекционной работе, направленной на реабилитацию ребенка с ДЦП и адаптацию в социуме, важна согласованность действий докторов, педагогов-дефектологов, психолога, воспитателя и родителей.

В комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий должны быть включены: медикаментозное лечение, гомеопатия, массаж, физиотерапия, ортопедическая помощь, комплекс ЛФК, водные процедуры.

Обучение и воспитание такого ребенка должно проводиться в рамках коррекционного обучения и воспитания: подготовка ребенка с ДЦП к школьному обучению предполагает не только развитие двигательных функций, но и работу по формированию психических функций, коррекции звукопроизношения, овладению речью на уровне грамматики и синтаксиса, работа по становлению функции письма.

Работы по социальной адаптации

Параллельно социальными работниками, психологами, педагогами-дефектологами должна проводиться работа по социальной адаптации, которая заключается в формировании навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентации, навыков коммуникации. Такие занятия проводятся в игровой форме, в ходе таких уроков ребенку проще усвоить навыки повседневной жизни.

Доктора уверены: если верно установлена причина возникновения ДЦП, при правильно подобранном лечении, индивидуально разработанном для конкретного ребенка комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий, верно выбранному курсу обучения и воспитания особых деток прогноз весьма благоприятный – до 80% детей с диагнозом ДЦП могут быть излечены до полного восстановления. При этом до 90% детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут посещать общеобразовательные школы (опять же при условии верно выбранной тактики воспитания и обучения в дошкольном возрасте).

Кроме того, в настоящее время медицина предлагает не только традиционные, но и нетрадиционные методики лечения, включающие в себя весь комплекс необходимых мер по реабилитации и социальной адаптации особых детей.

Родителям важно помнить и то, что чем раньше начато лечение, тем более очевиден благоприятный результат.

Мануальные терапевты уверены, что тот дефект, который может быть вылечен в первый год жизни ребенка, будет устранен легче при своевременном обращении, если же затянуть с обращением к доктору – не помогут и пять лет лечения.

И самое главное – при достижении определенного уровня развития ребенка, улучшению физического состояния малыша не нужно прекращать занятий.

Напротив, самим родителям следует заниматься с ребенком в домашних условиях: проводить несложные игры на двигательную активность, занятия на развитие памяти, внимания и мышления, выполнять все рекомендации и домашние задания логопеда, обучать самостоятельности в быту.

Если вести себя с особым ребенком как с обычным, не формировать в нем иждивенческий стиль поведения, социальная адаптация пройдет намного легче, и особый ребенок сможет стать действительно полноценным Человеком.

Источник: http://detkambest.ru/kak-pomoch-rebenku-s-dcp-xodit-i-govorit/

Игра и ребенок с церебральным параличом

Игры Для Детей с ДЦП — Как Помочь Ребенку

Для любого ребенка игра – это немножко работа; она средство для развития моторики и интеллекта, коммуникации и эмоций. Взаимодействие — игра и ребенок (особенно ребенок с ДЦП) имеет особое значение, ведь начнется она только тогда, когда малыш сможет что-нибудь сделать сам.

Двигательные нарушения, трудности связанные с несовершенством восприятия и внимания привносят в игровую деятельность такого ребенка свои нюансы. Огромное значение приобретает наша помощь, поддержка и руководство.

Именно благодаря этому, ребенок с особыми потребностями получит от игры и пользу, и удовольствие.

Как помогаем

  • Обеспечиваем надежность опоры, устойчивое положение тела;
  • помогаем закрепить позу, положение рук, «раскрытие» кистей;
  • учим концентрировать внимание:

— предоставляем выбор – «одно из двух»;

— убираем из поля зрения все способные отвлечь предметы;

— организуем тишину;

  • учитываем усидчивость, особенности внимания и предпочтения ребенка при выборе игры;
  • предоставляем возможность исследования, самостоятельного выбора темпа.
  1. Игры с водой хороши тем, что позволяют даже незначительным движением – шлепком по воде – привести в движение и саму воду, и предмет, положенный в нее. Хорошо играть с предметами разными по плотности: одни будут плавать, а другие «утонут». Те из них, что будут издавать звуки, с одной стороны, привлекут внимание, с другой – будут способствовать сенсорному восприятию. Предоставив в распоряжение ребенка сосуд с пенной водой, вы позволите ему нарабатывать «автоматизмы» — совершать не контролируемые зрением движения руками.
  1. Игры с песком разовьют и усовершенствуют тактильную чувствительность и моторику кисти, привлекут и удержат внимание ребенка своей динамичностью. Перемешивание и пересыпание, заполнение песком предметов, смешивание с водой и даже просеивание через сито – эти нехитрые манипуляции успокоят и принесут положительные эмоции в любом возрасте.
  1. Поделки могут быть разной сложности. Самые простые можно изготовить вместе. Понятно, что степень самостоятельности ребенка  напрямую зависит от его возможностей в данный момент.
  • «Мячики». Легкие и безопасные, их можно скатать из фольги или бумаги.
  • «Маракасы». В небольшие пластиковые бутылки насыпаем мелкие предметы: бусинки, камешки, монетки, семена. Вместе с ребенком можно просто наполнять бутылочки и закручивать их, а можно усложнять задачу: смешать наполнители в кучу и раскладывать каждый вид в «свой сосуд». Каждый из них будет иметь свой «голос», кроме того, через прозрачные стенки интересно отдыхая рассматривать содержимое!
  • «шурШАРИКИ». Теперь наполняем мелкими предметами слегка надутые шарики, один оставляем пустым. Ощупываем и отгадываем: «что внутри?»
  • Самодельная тактильная книга.
  1. Книги. Ткани различной фактуры и плотности, разные природные материалы, пуговицы и монетки, блистеры от лекарств, фольга и семена растений – вот неполный список «информации» на страничках вашей первой, тактильной книги.

Откройте ладошку малыша и поводите ею по странице, поясняя при этом возникающие ощущения. Интересен вариант мягкой книги со съемными — на липучках или пуговицах — фактурными деталями. Представьте себе: в книге динамичные, способные меняться картины; она разбирается на части (змейки-молнии) или застегивается на пряжку.

Роль книги может играть фотоальбом, альбом с марками или наклейками. При выборе настоящей книги начните с экземпляра в твердой обложке и плотными, не глянцевыми страницами. Если книга будет знакомить вашего ребенка с предметами или животными, учтите несложные правила:

— изображения крупные, на одной странице – один предмет;

— начинать стоит с хорошо известных объектов;

— на одном занятии знакомьтесь с 1–2 новыми объектами.

Держите книгу вместе с ребенком, при необходимости поддерживайте за локоть, перелистывая страницы.

Выбор игрушек

зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей ребенка: способности сохранять позу и использовать руки; умственного развития — в целом и способности понимать речь и концентрировать внимание, в частности. Специалисты – коррекционные педагоги – порекомендуют игрушки и игры, подходящие именно вашему малышу.

Библиотека игрушек

Слышали о них? В теории, идея библиотеки развивающих игрушек для детей с особыми потребностями в России может иметь право на существование. На практике, насколько известно, такой проект не реализован.

Игровая деятельность не только корректирует двигательные недостатки ребенка с ДЦП: она стимулирует умственное развитие и формирует познавательную деятельность. Именно в игре сначала «примеряются», а потом закрепляются общественные функции и соответствующие им формы поведения человека.

(Преподаватель коррекционной педагогики Елена Бельцкая)

дцпигры для ребенка с дцпребенок с ДЦП

Источник: http://dcpmama.ru/igra-i-rebenok-s-cerebralnym-paralichom.html

Ordinartor
Добавить комментарий