Детская Терапия — Психологический Подход

Содержание

Детский психолог

Детская Терапия — Психологический Подход

Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.

Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений.

Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.

Какое образование у детского психолога?

У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес вы можете прочитать здесь.

Зачем идти к детскому психологу?

К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а обратиться к специалисту как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.

Чем может помочь детский психолог?

Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.

Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.

Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей семинары, курсы и тренинги на разные темы по детской психологии.

Какие услуги предоставляет детский психолог?

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и игровую терапию, психокоррекционные занятия с ребёнком.

Специалист может проводить различные обучающие семинары, курсы и тренинги для родителей .

Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

С какими проблемами работает детский психолог?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • Агрессивное и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • капризы и истерики,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • упрямство,
  • страхи,
  • школьная неуспеваемость,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • сложности адаптации к садику и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и соперничество между братьями и сёстрами.

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.

Как выбрать детского психолога?

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе.

Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Ее книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете скачать по этой ссылке.

Как записаться на приём к детскому психологу?

На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, кликните сюда.

Первый контакт с детским психологом.

Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой.

Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре.

Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.

Формы работы детского психолога.

Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, семинары и тренинги для родителей.

Инструменты детского психолога.

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.

Методы работы детского психолога.

К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.

Направления работы детского психолога.

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

  • Консультирование родителей ребёнка;
  • Индивидуальные занятия с ребёнком;
  • Психодиагностика детско-родительских отношений;
  • Психодиагностика личности ребёнка;
  • Коррекционные занятия с ребёнком;
  • Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
  • Развивающие занятия с ребёнком групповые;
  • Профориентация старшеклассников;
  • Проведение семинаров и тренингов для родителей.

Как выглядит кабинет детского психолога?

Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.

Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.

Принципы работы детского психолога

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
  4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
  5. Признавай право за ребёнком и родителями на любые чувства.

  6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
  7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

Алгоритм работы детского психолога.

Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью.

Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе.

Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

Задачи детского психолога

– научить родителей и детей эффективным формам коммуникаций, помочь родителям пережить возрастные кризисы ребенка, помочь ребёнку адаптироваться в обществе, а также оказать поддержку при различных поведенческих и эмоциональных нарушениях у ребенка.

Цели детского психолога

– решить проблему, которая возникла у ребенка или воспитывающих его взрослых, через анализ сложившейся ситуации, обучение родителей, психологическую работу с ребёнком, восстановление баланса во взаимоотношениях между ребёнком и родителями, восстановление благоприятного психологического климата в семье.

Как работает детский психолог?

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями).

В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

Длительность приёма у детского психолога.

Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.

Мифы о детском психологе.

Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.

Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.

Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.

Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.

Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.

Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи.

Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков.

Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.

Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», кликните сюда.

Другие интересные статьи:

Источник: http://ipsyholog.ru/detskiy-psiholog/

Игровая терапия – психология

Детская Терапия — Психологический Подход

Сегодня, на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ, Вы, уважаемые посетители, узнаете что такое игра в психологии и психотерапии. И как проводится игротерапия (игровая терапия) в кабинете психолога и в домашних условиях.
(не путайте конструктивные психотерапевтические игры с деструктивными психологическими играми в реальной жизни)

Игротерапия (игровая терапия) для взрослых и детей — что такое игра

Изначально, понятие игра – это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку.

В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 3-7 лет они начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»).

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо сооружения». — Платон (427 − 347 до н. э.)

Почему-то уже в школьном возрасте этот один из самых эффективных методов обучения забывается, и человек практически не возвращается к нему больше никогда.

В чем обучающий и терапевтический эффект игры (игротерапии)? В том, что действие происходит «понарошку», можно отбросить довлеющие социальные роли и побыть самим собой.

Игротерапия – выстраивает определенную модель жизни, которая помогает тем, кто учасвствует в игре, взрослым или детям, прожить жизнь и познать все законы жизни, осознать и развить собственные стратегии отношения ко всем аспектам жизни: предназначению, семье, целям, здоровью, финансам…

Игровая терапия выступает, таким образом, как активный творческий процесс межличностного взаимодействия участников в группе, включая в себя развитие, обыгрывание некого сюжета — ситуации, формат которой задается самой игрой.

В психотерапевтических играх задача человека (взрослого или ребенка) прожить жизнь, но не просто прожить, а достичь определенной цели, то есть «осветить» свою жизнь высшим смыслом.

Виктор Франкл в свое работе «Человек в поисках смысла» утверждает: «Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных.

Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, — поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме.

»

Нельзя не согласиться с великим психологом и психиатром, прошедшим ад концентрационных лагерей. Потеря человеком смысла жизни, является чуть ли не главной потерей в жизни.

В наше время забота государства, развитие цивилизации отодвинуло такие важные в прошлом задачи, как выживание, добыча пропитания, крыши над головой, забота о сохранении потомства на второй план.

Современный уровень развития здравоохранения, социальной поддержки позволяет не концентрироваться на нижних уровнях пирамиды А. Маслоу.

И перед человеком встает проблема, а ради чего собственно жить? Что является движущей силой в жизни.

Игротерапия дает каждому шанс задуматься о смысле жизни, о том, для кого, для чего человек живет и зачем.

Кроме этого в игровой терапии человек решает множество задач, коррелирующих с реальностью жизни, отношение к семье, к работе, к духовному развитию и так далее.

Игровая терапия (игротерапия)

Всем нам хочется в этой жизни стать счастливыми, но у каждого понятие «счастье» свое и состоит из многих частей и сфер жизни: семья, работа, здоровье, саморазвитие, любимые дела, хозяйство, материальные блага и прочие сферы.

В каждой из этих сфер есть цели – то что мы пока не имеем, но хотим иметь в будущем. Все цели объединены общей целью – того, ради чего стоит жить, того, что дает радость жизни. И конечно, желаемое хочется иметь уже в ближайшем будущем. И хочется, чтобы сам путь достижения целей был приятным, чтобы нам сопутствовала удача и везение.

Но иногда, мы делаем много действий, тратим много сил и времени на работу, реализацию желаемого, а ОНО не приближается или что самое печальное может стать еще хуже.

Хочется в эти моменты совершить переход на качественно новый уровень жизни, перелететь из текущей реальности в новую желаемую. А для этого необходимо совершить трансформацию сознания, переключиться на новые ритмы жизни, подготовить себя к новому.

С помощью игровой терапии можно построить свое будущее, проанализировать, отрепетировать, отыграть, тем самым стать готовым к изменениям, открыть двери своего потенциала.

Отыгрывание своего будущего напоминает подготовку спортсменов, актеров, танцоров перед выступлениями. Чем качественнее репетиции и тренировки, тем лучше результат.

Везение – чаще всего это результат эффективного использования всех ресурсов человека: интеллектуальных, энергетических, талантов, интуиции, связей, времени за счет натренированности.

Кроме этого игротерапия дает богатую пищу для ума ведущему-психологу, в игре человек проявляет свои ведущие паттерны поведения.

Правильно подготовленный ведущий может видеть стереотипы человека, мешающие быть успешным, добиваться своих целей, в том, числе таких важных, как найти работу, завести семью и так далее, то есть увидеть градиент развития человека, помочь сформулировать насущные задачи текущего момента.

Игротерапия, психотерапевтическая игра, как и сказкотерапия и другие арт-терапии, — это динамическая проективная методика, и как любая проективная методика она требует осторожного подхода к интерпретации увиденного, высокого профессионализма ведущего-психолога.

Конструктивные психотерапевтические игры и игротерапия в целом, и какая-либо конкретная игра в частности – новый, инструмент психодиагностики и психокоррекции личности человека. Это безусловно перспективный и эффективный инструмент обучения различным ролевым моделям поведения, адаптации к быстро меняющейся среде социума.

Развивающие игротехнологии представляют собой пример ролевой игры, которая обладает развивающим эффектом, обеспечивает эмоционально насыщенное общение.

Среди целей многих терапевтических игр можно выделить: формирование навыка самостоятельно ориентироваться в сложной и противоречивой обстановке; быстроты адаптации к постоянно изменяющимся условиям; мобильности в процессе принятия решений; умения анализировать ситуацию; развитие коммуникативных навыков и т. д. Жестко заданного сценария у игр, как правило нет, каждый игрок выбирает свой вариант развития событий.

Игра разворачивается в виртуальном, игровом пространстве. Все это требует от игроков конструктивности, применения логического мышления, фантазии, быстроты реакции.

Игра (игротерапия) выступает, таким образом, как активный творческий процесс межличностного взаимодействия участников в группе, включая в себя развитие, обыгрывание некого сюжета – текущей жизненной, например проблемной ситуации человека.

В процессе игровой терапии участники-игроки осуществляют поэтапный поиск решения, приходят к нему, учатся взаимодействовать друг с другом, что способствует не только сплочению группы, но и формированию необходимых навыков общения, адекватных для социализации в обществе.

Игровая терапия позволяет применить тот или иной способ реагирования, совершить то или иное действие, осознать его значение для себя и других, выявить и сформировать необходимые навыки для адаптации к обществу.

Игротерапия поможет предотвратить, своевременно выявить и скорректировать проблемное поведение — отреагировать, пережить и «отпустить» нежелательные формы поведения, сформировать у человека новые ценности и идеалы, задуматься о смысле своего существования.

Круглосуточная консультация психолога….по Скайпу….Емайл и телефону

Читайте психологический журнал и другие статьи по теме психологии игр:

Источник:

Игровая терапия

Чтобы понять детей, найти подход к ним, необходимо взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Для того чтобы легче было принять детскую игру, некоторые взрослые пытаются найти в ней особый смысл, назвав ее работой.

Что такое игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь.

Игротерапия — наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры.

Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития.

В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолевают трудности и освобождаются от фрустрации. Они чувствуют физический контакт, удовлетворяют свою потребность в состязательности, реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми.

Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.

Игра для ребенка является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной.

В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдаленной.

В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт, и, возможно, с игрой связаны те редкие моменты в жизни детей, когда они чувствуют себя в большей безопасности и могут контролировать собственную жизнь.

Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации.

Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в само-исследование. Терапевт использует игру с детьми потому, что игра для ребенка является символическим языком для самовыражения.

Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни”.

Игру детей можно оценить более полно, если признать что она является для них средством коммуникации.

Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно.

Для детей “отыграть” свой опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра дает ребенку средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка.

Здесь чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку.

Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика.

Большинство нормально развитых детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно справляться с ними.

Он часто поступает так, используя символы, которые и сам не всегда может понять – так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане, корни которых могут уходить глубоко в бессознательное.

В результате может получиться игра, которая в данный момент кажется нам не имеющей смысла или даже неприятной, поскольку мы не знаем, какой цели она служит и чем закончится.

Источник: http://obu4ayka.ru/otnosheniya/__trashed-1135.html

Психология и психотерапия детей

Детская Терапия — Психологический Подход

Все методы детской психотерапии, в сущности, преследуют одну и ту же цель — изучение и положительное влияние, на ребенка любого возраста, учитывая психологические аспекты его воспитания и развития.

Изучение детской психологии и уникальных особенностей и отклонений в психическом развитии детей младшего и подросткового возраста призвано влиять на самого ребёнка, атмосферу и людей, которые его окружают.

В статье рассмотрим:

Особенности психологии воспитания детей

Будучи ребенком, человек может столкнуться с различными проблемами персонального, семейного и общественного характера, например, со страхами, комплексами, проблемами со здоровьем, сложными взаимоотношениями с близкими родственниками, детьми и преподавателями. Для исправления и правильного развития личности малыша применяются методики детской психотерапии, которые совершенно отличается по структуре и тонкости от так называемой «взрослой психологии».

Обосновывается это тем, что ребенок в силу возраста не является сформировавшейся личностью, имеет особенную реакцию на воздействие окружающей среды, которая выражается в чрезмерной чувствительности. Также ребенок может быть склонен к придумыванию несуществующих фактов, остро реагировать на происходящее или поддаваться внушению более сильных и авторитетных людей.

Помимо этого, невозможно не отметить роль тесных взаимоотношений, возникающих между матерью и ребенком с первых дней его существования. Этим объясняется то, что особое значение данной отрасли уделяется глубокой работе над отношениями матери и дитя, и чем меньше возраст ребенка, тем более значима для него связь с мамой.

Однако, если говорить о практике общения с детьми, подобную терапевтическую работу обычно проводят в специализированных местах, например, в центрах психотерапевтической помощи. В них созданы все условия для детей дошкольного возраста.

Подобные центры дают возможность детям играть, творить своими руками из пластилина и глины, рисовать, в детских комнатах имеются игрушки в виде героев любимых детских мультфильмов.

Конечно, к оборудованию таких уникальных и интересных помещений подходят с научной точки зрения сами врачи-психотерапевты. Для каждого случая подбираются уникальные методы терапии.

Применение тех или иных лечебных методик выявляется после анализа особенностей детского развития, характерного для каждого определенного возрастного этапа у детей.

Период от рождения до трёхлетия называется соматовегетативным уровнем, в возрасте от четырех до семи лет — психомоторным уровнем, период от пяти до десяти лет, когда у ребёнка в связи с поступлением в школу меняется окружающая среда, называется аффективным уровнем, в подростковый период от одиннадцати до семнадцати лет — эмоционально-идеаторным. Каждому этапу развития ребенка характерны свои особенности развития нервно-психического состояния.

Детская психотерапия

В возрасте, когда ребёнок делает первые шаги в формировании своего мнения, мировоззрения, осознании своей личности — от двух с половиной до четырёх лет, в детской психотерапии используется совокупность методик, направленных на исправление неверного воздействия на ребенка со стороны семьи, проводится семейная терапия. Также, на этом этапе, посредством детских игр, ребёнок учится адекватно взаимодействовать с другими детьми того же возраста.

Как при воспитании ребенка, так и при психотерапии необходимо учитывать темперамент ребенка, так как то, что подходит одному ребенку, может не подходить другому.

В период от четырёх до семи лет ребенок уязвим и застенчив. Для этого этапа характерно применение семейного и социального, группового воздействия. Целью этой методики является устранение у ребенка страха перед другими людьми, формальное преодоление комплексов во время игры.

В возрасте семи-восьми лет, в период начального образования, у ребенка происходит интеграция в коллектив, адаптация к взаимодействию с группой сверстников и преподавателей.

В этот момент с ребенком проводятся персональные тренинги по выявлению собственной позиции, обучая его выражать и отстаивать своё мнение.

Похожие особенности развития присущи и следующему этапу развития ребенка — девять-одиннадцать лет, когда происходит более глубокое внедрение человека в социум.

В подростковом периоде, длящемся до двадцати лет, особое внимание уделяется ориентированию личности, осуществляемому в виде структуры модели семьи или коллектива, при этом поведенческие гипносуггестивные методы становятся уже бесполезными, и в данный возрастной период их не используют.

Для того, чтобы способствовать раскрытию детским психотерапевтом слабых мест в психике ребенка, существует немалое количество методик для привлечения детского внимания, среди которых можно выделить игровой метод, песочную психотерапию и сказкотерапию.

Методы детской психотерапии

  • Суть игровой психотерапии заключается в «непостановочном» общении и наблюдении за поведением ребенка в комфортных для него условиях. Психолог анализирует действия ребенка, его выраженные страхи, комплексы, обиды, недопонимание, злость по отношению к другим. Итогом данной терапии должно служить умиротворение ребенка, осознание ответственности за собственные действия, гармоничный контакт с окружающими.
  • Похожие цели ставит перед собой и песочная терапия. Ребенок, находясь в естественной обстановке, без влияния других детей играет с фигурками из песка, раскрывает свою личность, таким образом самовыражаясь, и давая психологу возможность заметить свои переживания, мечты, радости и ожидания от будущего. Если ребенок замкнут и не показывает внутренние конфликты в самом себе, очень раним, прямой контакт с терапевтом-психологом может оказаться для него невероятно некомфортным. Именно для таких детей песочная психотерапия подходит лучше всего.
  • Одной из самых детских методик признана сказкотерапия, направленная на поиск детского корня в сознании любого человека. Сказки формируют мировосприятие в человеке, вырабатывают в нем морально-этические, поведенческие нормы в обществе и личной жизни, способствуют развитию воображения. Сказки являются неформальным воспитателем ребёнка, моделью поведения для него в дальнейшей жизни. На примере злых и положительных героев, сказкотерапия выявляет в ребенке латентные страхи и сомнения, помогает выработать наиболее оптимальную модель поведения в каждой конкретной ситуации, разрушить дисгармонию, выраженную обликом отрицательных героев, с помощью светлой гармоничной силы добрых, положительных персонажей.
  • Одной из отраслей сказкотерапии можно назвать библиотерапию, где художественные произведения являются одним из рычагов детской психотерапии.

Разумеется, это далеко не все психотерапевтические методики, используемые при коррекции детского поведения. Существует множество школ детской психотерапии, каждой из которых присущи свои уникальные методы терапии и адаптации ребенка в обществе, однако, наиболее эффективным универсальным методом является комбинирование всех перечисленных способов и индивидуального подхода к каждому ребенку. И не забывайте, что Вашему чаду необходимо быть здоровым не только психологически, поэтому помните о правильном питании ребенка.

Источник: http://luckyfamilyman.ru/psixologiya-i-psixoterapiya-detej.html

Детская психотерапия: советы и способы как помочь ребенку

Детская Терапия — Психологический Подход

Разговор с ребенком о его тревогах и проблемах иногда напоминает допрос в лагере военнопленных: имя, воинское звание, регистрационный номер – вот все, что вам удается узнать. «Жила-была девочка, похожая на тебя»

Дорис Бретт

Детская психотерапия – родителям важно знать, какой смысл вкладывают в это понятие, и в каком случае пора обращаться к психологу?

К сожалению, заботясь о физическом состоянии, обеспечивая хорошее питание или новые игрушки, многие мамы и папы забывают о такой стороне вопроса, как психическое здоровье. А ведь именно оно служит основой счастья ребенка во всей дальнейшей жизни.

Детская и семейная психология и психотерапия семьи – хорошо развитые направления современной науки, которые включают широкий спектр методов работы в самых разных ситуациях.

Психика ребенка – это сложный и многогранный мир со своими правилами и устоями. Если в этом мире царит порядок, все его части находятся в гармонии между собой, то ребенок соответствует нормам психического развития, может устанавливать дружеские связи, общаться и играть, ведет себя адекватно своему возрасту.

Если малыш вдруг становится капризным, беспокойным, подавленным, ведёт себя агрессивно или проявляет резкие изменения в поведении, этому есть веская причина, в которой обязательно нужно разобраться.

Даже детям из благополучных семей иногда требуется помощь специалиста! Переживая кризисы развития и сталкиваясь с новыми задачами, психика ребенка становится более зрелой, но чтобы взросление происходило без травм, иногда нужна поддержка.

Этапы психического развития ребенка и методы коррекции

Психология и психотерапия семьи опирается на теоретические положения, относящиеся к детской психологии и психологии личности. В частности, важную роль в терапевтическом подходе играет теория личности и периодизация развития психики.

Многие специалисты по детской психологии считают наиболее полной и реалистичной периодизацию, описанную Эриком Эриксоном. В детском и подростковом возрасте личность в своём развитии проходит следующие этапы:

  1. У детей первого года жизни закладываются понятия о доверии или недоверии. Если к крохе относятся с заботой, любовью и вниманием, он вырастает открытым. В противном случае малыш, столкнувшийся с равнодушием, проявляет застенчивость и замкнутость в будущем.
  2. Дети от 2 до 3 лет. Для описания этого периода подходит понятие самостоятельности. Этап имеет свои поведенческие и психоэмоциональные признаки. В это время малыша приучают к горшку, он получает первые уроки автономности. Если родители ругают ребенка за то, что не справился с собственными вопросами чистоплотности, у него развивается чувство стыда, порой гипертрофированное.
  3. Дети от 3 до 6 лет проходят сложный период адаптации в образовательных учреждениях. Ребенку становится сложнее, так как приходится принимать правила поведения, как дома, так и в саду. Основной принцип воспитания – это поощрение. При чрезмерном контроле ранее веселый и улыбчивый малыш становится букой, колючим ежиком. Цель психотерапевта – устранить угрожающие образы, помочь преодолеть застенчивость с помощью групповых и индивидуальных методик.
  4. Дети от 9 до 11 лет активно приспосабливаются, этап полностью зависит от предыдущего становления. Это возраст консолидации с коллективом, поиски оптимальных вариантов для новых условий. Психотерапевт учит ребенка не только контактировать с социальной средой, но и обеспечивать собственные потребности и реализацию связей.
  5. Последний период – подростковый, от 11 до 17 лет. Это время, при котором есть необходимость в расширении круга общения и контактов, в создании новых способов коммуникации и связей. Это формирование вторичных половых признаков, влияющих на процесс индивидуализации. Психотерапевт помогает устранить проблемные факторы периода – неуверенность в своей привлекательности, низкую самооценку, сложности в общении и уход от близких взаимоотношений.

Психотерапия детей подразумевает несколько методов, которые направлены на раскрытие потенциала маленького пациента, на анализ его проблем, поддержку и помощь в преодолении трудностей.

Для каждого этапа взросления характерны свои отличительные особенности в формировании психики. Терапия должна быть направлена на коррекцию кризисов для каждого отдельно взятого периода.

Когда требуется психотерапия, а когда можно помочь ребенку самостоятельно?

Многие родители имеют ощущение, что их семья (в отличие от других семей) – это оплот благополучия и удачного воспитания. Но принципы собственной непогрешимости стоит пересмотреть, хотя бы для того, чтобы дальнейшая жизнь ребенка сложилась удачно.

Ни один грамотный психолог или психотерапевт не скажет, что родители виноваты в том, что с ребенком что-то не в порядке. Пойти на терапию – это не значит расписаться в собственной никчемности, это значит – принять свою ответственность и сделать все возможное, чтобы ребенок был счастлив.

Хороший родитель – это не тот, кто никогда не ошибается, а тот, кто готов исправлять свои недочеты и становиться лучшим другом ребенку.

В большинстве случаев эмоциональные и поведенческие проблемы становятся неотъемлемой частью личности. Они не требуют коррекции, если возникают не часто или не мешают социализации и личному благополучию.

Психология и психотерапия семьи исследует возможные причины возникновения более глубоких нарушений, в их числе называют психические травмы, насилие (психологическое или физическое), генетическая предрасположенность, чрезмерные нагрузки, стресс и другие.

В тех случаях, когда ребёнок растёт в неблагоприятной обстановке, его психическое состояние нуждается в особом внимании.

Фото и сын Василисы Русаковой

Иногда ситуация оказывается неразрешимой внутри семьи, мама и папа чувствуют бессилие и несостоятельность в воспитании. Они не способны справиться с детскими страхами или помочь преодолеть депрессию.

Для таких периодов существует психологическое консультирование и психотерапия, при которой специалист привлекается к решению проблемы.

Малыши не всегда делятся с близкими людьми своими мыслями, но они будут делиться без страха – если почувствуют, что их принимают, а не ругают или обесценивают их переживания.

Некоторые изменения привычного поведения закономерно могут вызвать тревогу у родителей. Психология и психотерапия семьи предполагает возможность коррекционного воздействия в следующих ситуациях:

  • родителям не удается сохранять авторитет и сделать так, чтобы ребенок слушался;
  • истерики;
  • страхи, которые невозможно преодолеть;
  • чрезмерная стеснительность;
  • агрессивность;
  • замкнутость;
  • гиперактивность;
  • проблемы в общении с ровесниками.

Зачастую родители не могут самостоятельно решить проблемы, но и не обращаются за помощью к специалистам. От предрассудков и предубеждений во имя благополучия малыша лучше отказаться.

Психология и психотерапия семьи изучает особенности детско-родительских отношений в динамике, и грамотный специалист создает оптимальные условия для гармонии в этих отношениях.

Важно!

Врачеватель детских душ не выписывает рецепт с эффективным препаратом. Он создает оптимальные условия и помогает справиться с проблемами таким образом, чтобы в итоге и малыш, и родители сами нашли наиболее верное решение.

Психотерапия неврозов у детей и подростков требует определенных условий для проведения:

  1. Специалист должен определить проблему, наметить план действий.
  2. Цели лечения должны согласовываться не только с родителями, но и с ребенком в той форме, в которой он может это воспринять.
  3. Психотерапия семьи или одного из членов семьи влияет на каждого человека, входящего в семейную структуру. Чтобы улучшить взаимоотношения между родными, акцент делается на принятии и доброжелательных отношениях, без оценок или критики. Не только специалист, но и родственники должны стараться максимально принимать друг друга.
  4. Важные моменты в организации работы — это определенный график сеансов и атмосфера в кабинете специалиста. Чтобы малышу было комфортно, хорошо, если поблизости будут игрушки, фломастеры или карандаши для рисования, что-то, что поможет расслабиться.
  5. Объем и выбор последовательных методик зависит от состояния маленького пациента, от продолжительности и тяжести внутренних конфликтов, от готовности взаимодействовать со специалистом.
  6. Выявление факторов, которые привели к отклонениям в поведении или состоянии. Ситуации, когда после серьезного стресса дети продолжают находиться в контакте с агрессором или в той же самой обстановке возникают часто. Правильное установление источника психологической травмы способствует быстрому и значительному прогрессу в терапевтическом процессе.

Методы детской психотерапии многообразны и вариативны, но все они служат одной задаче – помочь ребенку справиться с проблемами, освободиться от страхов и переживаний, наладить отношения с близкими людьми и сверстниками.

Игровые методики

Игровая психотерапия с детьми – это одна из самых комфортных техник, помогающих малышу снять напряжение, избавиться от переживаний и агрессии. В процессе взаимодействия специалист может не только увидеть скрытые источники проблемы, но и мягко скорректировать их.

Кроме того, психотерапия в форме игры будет полезна для всей семьи, так как позволит родителям вместе со своим чадом вернуться в страну детства.

Рисунок Василисы Русаковой

Во время сеанса используются обычные игрушки, привычные для ребенка в повседневной жизни, например:

  • куклы;
  • машинки;
  • конструкторы;
  • кубики;
  • солдатики.

Но у каждой из них свое предназначение – пупсы используются для анализа ситуаций и проблем с мамой и папой.

Оружие, военные машины – для коррекции агрессии, фигурки-монстры – для преодоления страхов. Существует несколько видов игротерапии:

  1. Структурированная методика используется, если малыш часто конфликтует со сверстниками, проявляя агрессию, или наоборот, замыкается, отказывается от общения. Психотерапевт задает разные ситуации, чтобы наблюдать поведение маленького пациента, корректировать его действия в процессе. В итоге вырабатывается наиболее правильная модель поведения и умение взаимодействовать с окружающими.
  2. Освобождающая методика предназначена для устранения страхов и негативных эмоций. В процессе игры ребенку предлагается пережить пугающие ситуации в комфортной обстановке и взглянуть на них с другой стороны. Это позволяет снизить уровень напряжения, победить собственные страхи.
  3. Поведенческая методика направлена на принятие самостоятельного решения в разных житейских моментах. Здесь решаются вопросы конфликтов с родителями, уходит недопонимание.

К игровой методике относят сказкотерапию, которая формирует моральные и этические нормы, способствует развитию воображения. Добрые сказки с хорошим финалом настраивают ребенка на оптимистичный лад. При помощи высмеивания отрицательных героев разрушают дисгармонию и страхи.

Рисунок Василисы Русаковой

Коррекция в игровой форме разнообразна и результативна. У каждого специалиста имеется ряд разработок, направленных на достижение целей. Это и арттерапия, занятия с песком, лепка и рисование, и многое другое.

Семейные методики

Во многих процессах коррекции целесообразно акцент делать на взаимодействие со всеми членами семьи. Зачастую важно оценить, насколько правильно ведут себя родители, и не нужна ли помощь им.

Во многих случаях психотерапия неврозов у детей и подростков связана именно с семейной проблематикой.

Но не всегда мама, папа или другие родственники готовы принять на себя ответственность, поэтому специалисту приходится прикладывать усилия для убеждения и вовлечения взрослых в процесс лечения.

Если супруги не в состоянии наладить доверительные отношения со своим чадом, психолог помогает разрешить ситуацию различными способами.

Лучше всего, если действия всех членов семьи направлены в одно русло, то есть, они должны решать общую проблему и находить совместные выходы из создавшихся ситуаций. Общие цели объединяют родителей и малыша и дает хорошую основу для дальнейших взаимоотношений.

Методика символдрамы

Катитимно-имагинативная психотерапия у детей и подростков (КИП или символдрама) – это авторская методика профессора Лейнера, суть которой заключается в работе с бессознательными образами и состояниями.

Интересно

Сложный термин (катитимно-имагинативная) будет гораздо проще понять, если рассмотреть этиологию слов греческого языка:

  • ката – зависящий, имеющий отношение к чему-либо;
  • тимос – эмоциональная составляющая души, эмоции;
  • имаго – образ.

Значит, эта терапия работает с эмоциями и образами, которые есть у ребенка.

Среди родителей больше популярно короткое слово «символдрама», образованное от слова символ (потому что ребенок использует непрямое, символическое выражение своего состояния) и драма (потому что он рассказывает и разыгрывает сюжет в действии).

Способ весьма эффективный, но подходит не каждому, к противопоказаниям относятся:

  • компенсированная шизофрения;
  • необратимые поражения головного мозга и эпилепсия;
  • низкий интеллектуальный уровень или задержка развития;
  • недостаточная мотивация;
  • возраст ребенка до 5 лет.

Суть методики заключается в том, что пациента вводят в расслабленное состояние.

Психолог задет направленность образов, формирует ситуацию, чтобы ребенок рассказывал о своих переживаниях.

В процессе повествования специалист задает вопросы или реагирует восклицаниями, чтобы обеспечить максимально глубокое раскрытие личности и подтвердить свое участие в процессе.

Символдрама хорошо сочетается как с игровой, так и семейной методикой. Детская психотерапия многогранна и разнообразна, так что каждый родитель и каждый малыш смогут подобрать такой вариант, который понравится именно им.

Чтобы помочь ребенку выпутаться из собственных проблем и страхов, в первую очередь, необходимо быть рядом и активно искать ответы на вопросы. Психотерапевт не только убеждает малыша в существующей поддержке, но и помогает родителям максимально понять детский внутренний мир.

Ведь кто, как не собственные мамы и папы, могут выручить в трудной ситуации, разогнать злых монстров и вернуть добрые отношения с друзьями. А специалист – просто помогает любящим родителям позаботиться о ребенке.

Ирина Белая

Источник: https://opsihike.ru/deti/detskaya-psixoterapiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.