Причины Тревоги у Детей

Содержание

Повышенная тревожность детей и подростков

Причины Тревоги у Детей

Повышенная тревожность детей и подростков – психологическая особенность, характеризующаяся склонностью к беспокойству в большинстве жизненных ситуаций.

Может проявляться чрезмерной привязанностью к матери, возбудимостью, гиперактивностью, подавленностью, замкнутостью, застенчивостью, страхами, нарушениями сна, аппетита. Диагностируется с помощью клинических (опрос, осмотр) и психологических (тесты, опросники) методик.

Основой лечения является психологическая помощь, которая при необходимости дополняется применением лекарственных препаратов – антидепрессантов, транквилизаторов.

Тревога – комплекс эмоциональных, когнитивных, поведенческих реакций, возникающих при воздействии стрессоров: определенных ситуаций, межличностных контактов, внутренних сигналов организма, прошлого опыта. Периодическое или постоянное чувство тревоги называется тревожностью.

При слабой выраженности рассматривается как качество личности, индивидуальная особенность, при усилении – как психическое расстройство. Распространенность патологической тревожности в составе аффективных расстройств среди детей и подростков составляет 2%. Менее выраженные устойчивые симптомы определяются примерно у 40-60% дошкольников и школьников.

До 12 лет патология чаще диагностируется у мальчиков, в последующем – у девочек.

Причины повышенной тревожности

Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. Выделяют четыре большие группы обстоятельств, способствующих возникновению данной патологии:

  • Эмоциональный опыт. Актуальная повышенная тревожность поддерживается эмоциями, которые вызываются воспоминаниями о пережитом событии. Боязнь повтора требует постоянного контроля ситуации, самоконтроля. Неспособность управлять обстоятельствами провоцирует тревогу, порождает новый негативный опыт, который становится дополнительным источником беспокойства.
  • Личностные особенности. Источниками постоянной тревоги являются внутриличностные конфликты. Актуализация происходит при формировании противоречия между идеальным и реальным образом Я. Тревожности подвержены ранимые, обидчивые, предрасположенные к запоминанию негативного опыта дети, подростки.
  • Семейное воспитание. Диапазон искаженных стилей воспитания, способных сформировать повышенную тревожность, очень широк. Напряжение, беспокойство развиваются на базе противоречивых, завышенных родительских требований, их несоответствия требованиям педагогов, негативного отношения, положения зависимости, подчинения. Причиной может стать тревожность родителей, компенсируемая гиперопекой, ограничением свободы ребенка.
  • Влияние школы. Учебная тревожность начинает формироваться у детей дошкольного возраста. Развитию эмоциональной напряженности способствует стиль работы воспитателя, завышенные требования, сравнение детей между собой. Начало школьного обучения является стрессом для ребенка. Новая среда, правила, нормы, отношения становятся источником неопределенности, тревоги. Эмоциональное расстройство закрепляется при больших учебных нагрузках, сложностях освоения учебной программы, наказаниях родителей за плохие оценки, негативном отношении одноклассников.

Группу риска повышенной тревожности составляют дети, подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с невротическими, депрессивными расстройствами, алкоголизмом, наркоманией. Провоцирующим фактором является состояние здоровья ребенка – болезни, недомогания увеличивают вероятность развития тревожности.

Основу патогенеза повышенной тревожности образует взаимодействие биологических, психологических факторов. На уровне физиологии тревога является реакцией нервной системы на потенциально опасные стимулы.

Происходит увеличение продукции нейромедиаторов, электрическая стимуляция стволовой части головного мозга формирует страх, тревогу.

Тревожные расстройства относятся к неврозам, характеризуются парциальностью, многообразием клинических проявлений, сохранностью критического отношения пациента.

Представители психоанализа полагают, что в основе тревожности лежит внутренний конфликт между существующей потребностью, желанием ее реализации и непринятием со стороны общества.

Сторонники поведенческих теорий рассматривают тревогу как условно-рефлекторную реакцию на болезненный, устрашающий стимул.

Последователи когнитивного направления определяют патогенез тревожности как формирование ошибочных, искаженных мыслительных образов (преувеличение проблемы).

Классификация

Распространенной классификацией повышенной тревожности детей и подростков является хронологическая. Для каждого варианта расстройства характерен определенный возраст начала, симптомы сохраняются длительное время, наслаиваются друг на друга. Существует четыре типа тревожности:

  • Примитивная реактивность. Сензитивный период – младенчество. Тревога возникает при неожиданной сенсорной стимуляции: воздействии звука, света, удара.
  • Тревожность разлуки. Возраст – раннее детство. Нарушение происходит из страха сепарации от матери, отца, близких людей, знакомой обстановки.
  • Страх чужих. Период возникновения – дошкольное детство. Усложняются социальные взаимоотношения, ребенок общается с воспитателями, сверстниками. Многообразие контактов, их эмоциональная окрашенность порождают тревогу.
  • Боязнь событий, объектов. Развивается у старших дошкольников, младших школьников. Представлена страхом темноты, нереального (привидения, чудища), смерти, болезни, социальных контактов.

Клиническая картина изменяется по мере взросления, со временем симптомы становятся более сложными, разнообразными. У новорожденных повышенная тревожность проявляется повышенным двигательным беспокойством, плаксивостью, частыми пробуждениями ночью, сниженным аппетитом.

Ребенок 2-4 лет чрезмерно привязан к маме как к источнику спокойствия. Тревога сопровождается возбудимостью, гиперактивностью либо подавленностью, апатией. Формируются страхи – оформленные источники тревожности.

На фоне стресса развивается вторичная иммунная недостаточность, ребенок часто болеет.

У дошкольников определяется заниженный уровень самооценки. В детсадовской группе они предпочитают играть одни, замкнуты, скромны. Нередко повышенная тревожность переходит в невроз, сопровождающийся фобиями, навязчивыми действиями, мыслями.

Внешне это проявляется страхом закрытых/открытых пространств, темноты, откусыванием ногтей, выдергиванием волос, частым мытьем рук, онанизмом. Речь тихая, робкая.

Характерны психосоматические симптомы: головокружения, абдоминальные боли, учащение сердцебиения.

При взрослении ребенка повышенная тревожность становится более осознанной, закрепляется, трансформируясь в тревожно-невротический вариант развития личности.

При отсутствии стрессов, конфликтных ситуаций заостренные черты компенсируются различными поведенческими, когнитивными способами: избеганием публичных выступлений, предпочтением одиночества компании, обесцениванием ситуаций, провоцирующих тревогу.

Декомпенсация провоцируется внешними и внутренними (гормональной перестройкой) причинами, требует помощи врачей, психологов.

Осложнения

Без лечения повышенная тревожность детей и подростков приводит к развитию ипохондрического, обсессивно-компульсивного невроза, фобического тревожного расстройства. При длительном сглаженном течении развивается тревожно-мнительная, психастеническая акцентуация характера.

Она определяет стиль поведения подростка, его жизненные выборы: доминирует мотив избегания неудач, повышен самоконтроль, отсутствует умение реализовывать себя.

Кризисные, конфликтные ситуации приводят к состоянию декомпенсации, часто принимающему форму соматического заболевания, депрессии.

Диагностика

Диагностика повышенной тревожности производится детским психиатром, медицинским психологом. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа, наблюдение. Специалист выясняет у родителей симптомы, их продолжительность, выраженность, время начала. Обсуждает с ребенком сферы жизни, сопровождающиеся тревогой: процесс засыпания, отношения со сверстниками, учебные сложности. Подростки способны рассуждать о возможных причинах эмоционального напряжения. При наблюдении за поведением пациента отмечаются характерные признаки: робость, скованность, неуверенность, застенчивость, боязливость.
  • Психодиагностические методики. Детям до 10-11 лет предлагается выполнить рисуночные тесты, тесты интерпретации образного материала (чаще всего – социальных ситуаций). Подростки, родители заполняют опросники: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Спилберга-Ханина, шкалу Филлипса, опросник Лаврентьевой, Титаренко.

Повышенная тревожность детей и подростков дифференцируется от тревожно-депрессивных состояний, замкнутости как симптома реакции дезадаптации, шизофрении. При затруднениях в различении расстройств клиническими методами используются дополнительные психологические методики: опросники депрессии, личностные опросники, пробы для исследования мышления.

Лечение повышенной тревожности

Основу лечения составляет помощь психолога, психотерапевта. Она имеет ряд направлений:

  • Повышение самооценки. Адекватная самооценка – фундамент уверенности, гармоничной личности. Тревожные дети посещают групповые встречи, им предоставляется возможность в «щадящих» условиях проявить себя. Выполняются упражнения на похвалу, поддержку, благодарность. Для наглядности достижений заводится дневник самоотчета, стенд. Проводятся консультации родителей, обсуждаются способы внутрисемейного взаимодействия.
  • Устранение напряжения. С подростками отрабатываются навыки релаксации, дыхательные техники, выполняется коррекция ошибочных суждений, вызывающих напряжение. У детей младшего возраста снятие напряжения осуществляется через телесный контакт – объятия, поглаживания, массаж. Второй способ – творческие занятия (детская арт-терапия): рисование, лепка, создание, обыгрывание сказок.
  • Самоконтроль. Скованность, стеснительность тревожных детей – проявления сверхконтроля. Через сказкотерапию, организованную ролевую игру ребенок научается выражать свои эмоции (страх, беспокойство), осознавать, принимать их.

Наряду с психологической помощью может использоваться медикаментозное лечение – антидепрессанты, противотревожные препараты (транквилизаторы). Необходимость приема лекарств, схема терапии определяется психиатром индивидуально.

Прогноз и профилактика

Повышенная тревожность детей и подростков хорошо поддается коррекции психологическими методами. Для скорейшего выздоровления важно чтобы эти методы применялись в повседневной жизни – родителями, родственниками, учителями.

Профилактика заключается в развитии, поддержании чувства уверенности, защищенности. Родителям необходимо сопоставить свои требования с возможностями ребенка, чаще хвалить его за успехи, поддерживать при неудачах.

Стоит обсуждать все сложные жизненные ситуации, совместно находить оптимальный выход, закреплять способ поведения – вырабатывать эффективные поведенческие паттерны (что сказать обидчику, как отвечать у доски).

Повышению уверенности, снятию соматических симптомов способствует регулярная физическая активность. Рекомендуется подбирать спортивные занятия, приносящие удовольствие ребенку.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/increased-anxiety

Тревожность у детей – норма и отклонение

Причины Тревоги у Детей

Родители беспокоятся, когда их ребенок постоянно тревожен, такое с ним случается, когда он расстается с родителями, идет в детский сад и в других ситуациях. Многие педиатры убеждены в том, что это тревожность должна быть у ребенка. Главное, чтобы родители с пониманием относились к своему малышу, не усугубляли ситуацию, когда ребенок станет взрослым, он сможет избавиться от тревожности.

Отклонением является повышенная тревожность ребенка – полный отказ от похода в детский сад, школу, купания и т.д. В данной ситуации нужна серьезная психологическая помощь.

Как различить нормальную и патологическую тревожность?

Если ребенок рыдает, закатывает истерики маленьким, когда расстается с матерью, это нормально. Такая тревога развивается до одного года, может продолжаться до 4-х лет, у каждого протекает индивидуально. В старшем возрасте нормально, когда ребенок немного волнуется, если расстался на некоторое время с родителями. В этой ситуации нужно терпение, настойчивость и понимание.

У некоторых детей сильная тревожность длится долгое время, у них она обостряется в подростковый период,  некоторым не дает полноценно жить, развиваться, учится. Это говорит о том, что у ребенка серьезное психическое расстройство.

Облегчение тревожности у ребенка

1. Как можно чаще разлучайтесь, для этого оставляйте ребенка с бабушками, дедушками, затем с воспитателями, ребенок должен отвыкнуть от мамы, папы, уметь адаптироваться к другим условиям.

2. Разлучайтесь после кормлений, сна. Обратите внимание, дети в младенческом возрасте чувствительно относятся к разлуке.

3. Придумайте веселое прощание, оно должно ребенка ободрять, вызывать положительные эмоции.

4. Ребенок должен адаптироваться к другим условиям постепенно, нельзя этого делать резко.

5. Уходить нужно тихо, при этом предварительно поговорить с ребенком, спокойно ему все объяснить.

6. Не пугайте ребенка, не показывайте фильм ужасов, чтобы ребенок не боялся быть дома.

7. Не поддавайтесь на уловки ребенка, старайтесь убеждать его, нельзя у него идти на поводу.

Симптомы тревоги у ребенка

Обратите внимание, если у детей тревожное расстройство – это уже нарушение в развитии. Это серьезная проблема эмоционального характера, ребенок страдает от острого беспокойства, когда с ним рядом нет родителей. Норму и отклонение тяжело отличить, все зависит, как именно проявляются детские страхи, мешают ли они ему жить.

В тяжелых ситуациях дети, когда нервничают, плохо себя чувствуют, у них возникает желудочное расстройство, скачки артериального давление, у некоторых повышается температура тела. С психологической точки зрения, ребенок начинает врать, не хочет учиться, общаться с одногодками, боится, что останется сам без родителей.

Чаще всего для тревожного расстройства характерны такие симптомы:

1. Ребенок боится, что с родителями что-то случится, когда его не будет рядом. Дети волнуется, что мама или папа серьезно может заболеть.

2. Дети волнуются, что больше никогда не смогут увидеть своих родителей, они уверены в том, что их похитят, они забудут за детей.

3. Ребенку часто снится сон, где он расстается с родителями

Виды отказов ребенка при тревожном расстройстве

1. Дети не хотят идти в школу, они боятся выходить с дому.

2. Отказ от сна из-за того, что приходится делать это самому, ребенок боится кошмара, который ему может присниться.

3.  Постоянные жалобы о плохом самочувствии – головные боли, неприятные дискомфортные ощущения в области живота.

4. Ходят следом за родителями, дома не играют самостоятельно, когда родители уходят, с истерикой могут цепляться за них.

Причины тревожности у детей

Такое происходит, если  ребенок не чувствует надежной защиты в этом мире. Обратите внимание на своего ребенка, обязательно нужно выяснить и устранить причину таких страхов, из-за них он может стать психологически неуравновешенным, не может нормально жить.

Часто тревожность появляется после:

1. Смены места – новоселье, ребенка перевели в новый детский сад, школу.

2. Из-за пережитого стресса – смерть близкого человека, постоянные скандалы в семье могут привести  к серьезному расстройству нервной системы у ребенка.

3. Постоянной опеки. Часто, когда родители уделяют большое количество времени ребенку, никуда его не пускают, приводит к тому, что ребенок не может жить самостоятельной жизнью, появляется страх остаться одному. Это  приводить к задержке развития ребенка.

Лечение тревожности у детей

Главное подойти к проблеме серьезно, ребенок должен почувствовать уверенность в себе и чувствовать себя в абсолютной безопасности. В семье должен быть спокойный и уютный микроклимат, ребенок должен себя чувствовать комфортно, избегайте конфликтных ситуаций.

Как можно чаще разговаривайте с ребенком, обратите внимание не нужно постоянно считать его маленьким, если вы будете вести себя с ним как взрослым, он себя будет так и чувствовать. Замедляются в развитии  и постоянно чего-то боятся те дети, которых мама и папа балует и считает маленькими.

Психологические методы избавления от тревожности ребенка

1. Поговорите с ребенком и узнайте, что его волнует, чего он боится.

2. Разговаривайте обо все с ребенком. Он к вам не должен относиться со страхом, недоверием, вы должны стать для него другом.

3. Преодолевайте трудности.

4. Помогите ребенку почувствовать себя в полной безопасности.

5. Приучите ребенка к определенному рациону дня.

6. Установка определенных правил.

7. Дайте возможность ребенку выбрать.

8. Приучите ребенка быть независимым.

9. Спокойно относитесь  к расставанию с ребенком.

10. Если ребенок долгое время находится дома из-за болезни, помогите ему быстро ему снова адаптироваться к детскому саду, школе.

11. Хвалите ребенка.

12. Заставляйте ребенка избавляться от стресса своего страха, нельзя, чтобы он держал их в себе.

13. Ребенок должен правильно питаться, полноценно спать и заниматься спортом.  Здоровый образ жизни укрепляет нервную систему.

14. Всегда оставайтесь оптимистом, положительный настрой передастся вашему ребенку.

Итак, уровень тревожности у ребенка зависит от поведения родителей. Чаще всего они становятся виновниками проблемы.

Источник: https://medportal.su/trevozhnost-u-detej-norma-i-otklonenie/

Тревожное расстройство у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

Причины Тревоги у Детей

Тревожные расстройства – проблема, с которой сталкиваются примерно 5-8% детей и подростков. Такие проявления отличаются от обычных страхов и детских тревожных состояний, поскольку могут возникать без видимых на то причин и способны повлиять на эмоциональное состояние ребёнка в будущем.

Особенности того, как проявляются тревожные расстройства, дали основание для выделения классификации эмоциональных состояний такого типа:

  • расстройство, выраженное страхом разлуки;
  • генерализированные тревожные состояния – негативные эмоции, возникающие по любому поводу;
  • социофобия – расстройства, связанные с проблемами социальной адаптации ребёнка;
  • навязчивые состояния, связанные с неконтролируемым возникновением негативных навязчивых мыслей, желанием повторно выполнять какие-либо действия;
  • посттравматическое расстройство – состояние, вызванное пережитым во время травмы стрессом.

Точные причины, от чего может быть тревожное расстройство у ребёнка, не установлены. Однако специалисты выделяют ряд способствующих таким изменениям факторов:

  • генетическая предрасположенность к психоэмоциональным расстройствам,
  • влияние социума,
  • воздействие окружающей среды,
  • воспитательный фактор.

Генетическому фактору уделяется особое внимание. Медики отмечают, что тревожные расстройства у родителей могут вызвать проявление аналогичных состояний у ребёнка.

Симптомы

С развитием тревожных расстройств у ребёнка родители могут заметить характерные первые признаки в его самочувствии и поведении. Соматические проявления эмоциональных расстройств – это:

  • повышенная потливость,
  • онемение или покалывание в различных частях тела,
  • чувство жажды и озноб,
  • дрожь в теле,
  • головокружения и полуобморочные состояния,
  • затруднённость дыхания,
  • учащённый сердечный ритм.

Признаки тревожного расстройства могут проявляться и в поведении ребёнка:

  • ребёнок теряет связь с реальностью, осознание себя во времени и пространстве;
  • ребёнок чувствует необоснованный страх смерти, потери, разлуки с кем-то из близких людей;
  • ребёнок боится сойти с ума;
  • состояние ребёнка сопровождается его неспособностью отдохнуть и расслабиться;
  • ребёнок часто повторяет одни и те же действия (перепроверяет что-то, моет руки, поправляет предметы в доме);
  • ребёнок слишком эмоционально реагирует на испуг.

Распознать такие проявления родителям зачастую удаётся самостоятельно. Тревожные расстройства в будущем времени способны повлиять на психическое и эмоциональное состояние ребёнка. Поэтому такие симптомы нельзя оставлять без внимания.

Диагностика тревожного расстройства у ребёнка

Если у ребёнка начинается тревожное расстройство, его необходимо показать специалисту. Получить консультацию по данному вопросу можно у врачей:

  • педиатра,
  • психиатра,
  • психолога.

Специалисты смогут охарактеризовать состояние ребёнка и определить его причину. Диагностировать тревожное расстройство посредством проведения анализов невозможно. Диагноз определяется с помощью:

  • опроса ребёнка и родителей для выяснения характерных симптомов,
  • осмотра маленького пациента,
  • изучения истории болезни.

Осложнения

Тревожные расстройства у ребёнка могут негативно повлиять на качество жизни в будущем. Основные осложнения, чем может быть опасно такое состояние, связаны с психическим здоровьем ребёнка. При отсутствии терапии тревожные расстройства способны вызвать:

  • депрессивные расстройства,
  • невроз,
  • приступы паники,
  • возникновение страхов во взрослой жизни,
  • осложнение эмоциональных расстройств,
  • параноидальное состояние.

Затяжное неэффективное лечение тревожных расстройств может спровоцировать злоупотребление антидепрессантами в будущем.

Чтобы предотвратить такие последствия, родителям необходимо внимательно относится к эмоциональному состоянию и поведению ребёнка.

Лечение

При диагностированных тревожных расстройств без помощи специалиста не обойтись. Однако вы можете поспособствовать назначенному лечению. Основное, что необходимо делать в такой ситуации, – это:

  • изменить образ жизни ребёнка, позаботиться об обеспечение полноценного питания;
  • нормализовать режим сна ребёнка;
  • уменьшить количество потребляемого сахара (колебание уровня глюкозы в крови может спровоцировать эмоциональные перепады у ребёнка);
  • уделять ребёнку больше внимания, обсуждать его проблемы;
  • проявлять особое терпение и понимание в течение курса лечения.

Вылечить эмоциональные расстройства такого типа у ребёнка поможет ответственное и внимательное отношение родителей к существующей проблеме.

Что делает врач

Лечить тревожное расстройство у детей принято тремя способами:

  • путём приёма медикаментов,
  • с помощью психотерапии,
  • путём сочетания медикаментозной и психотерапии.

При лёгких формах тревожного расстройства применяется поведенческая терапия. Её действие заключается в создании тревожных ситуаций для ребёнка и предотвращении негативной реакции на них.

Профилактика

Полностью предотвратить развитие тревожных расстройств у ребёнка невозможно. Однако вы можете приложить усилия для того, чтобы защитить его от возможных психоэмоциональных расстройств:

  • приучать ребёнка соблюдать здоровый образ жизни;
  • обеспечивать правильное полноценное питание (это поможет снизить уровень тревоги);
  • исключать плохие привычки у подростков (курение и употребление алкоголя);
  • уделять больше внимания эмоциональному состоянию ребёнка;
  • сообщать о возможных угрозах семейному врачу, если тревожные расстройства наблюдались у кого-либо из родителей.

Статьи на тему

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании тревожное расстройство у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как тревожное расстройство у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга тревожное расстройство у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить тревожное расстройство у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания тревожное расстройство у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание тревожное расстройство у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Источник: https://DetStrana.ru/service/disease/children/trevozhnoe-rasstrojstvo/

Терапия детской тревожности

Причины Тревоги у Детей

Беспокойный мир ежедневно даёт повод для возникновения страха и тревоги, но не каждый человек поддаётся им. Наиболее подвержены этому младшие члены семьи по многим причинам. Тревожность у детей — опасное явление.

Халатное отношение к нему может нанести значительный урон психическому и физическому здоровью ребёнка, не дать ему возможности сформироваться в качестве полноценной личности.

Истоки этого состояния найти одновременно легко и сложно: они часто лежат на поверхности, но не хватает решимости бороться с ними.

Понятие тревожности

Все люди время от времени испытывают тревогу. Периодичность зависит от темперамента и условий жизни. Если она становится постоянной, то появляются основания говорить о тревожности. Это состояние имеет негативную окраску и возникает у людей любого возраста.

Самая опасная ситуация — тревожность у ребенка. Под ней понимается психическое состояние, при котором любая ситуация может вызвать у малыша страх и беспокойство. Часто причины такого состояния нельзя распознать сразу. Требуется длительная работа с психологом. Это явление, не поддающееся каким-либо правилам, относительно него трудно вывести закономерности.

Тревожное расстройство бывает у детей разного возраста — от младенцев до подростков.

Причины развития хронической тревоги

Как говорила Агния Барто, советский поэт и знаток детских душ: «Если ребёнок нервный, надо прежде всего лечить его родителей».

С ней можно полностью согласиться, потому что говорить о тревожности у детей невозможно без рассмотрения детско-родительских отношений.

Новорожденный получает свои первые положительные и отрицательные эмоции в семье, в дальнейшем от этого зависит его настроение и состояние. Но некоторые родители часто не замечают повышенный уровень тревоги у своих детей, принимая его за капризы и избалованность.

Причины тревожности у детей многообразны. Их можно объединить в несколько групп: наследственные, вызванные нарушением эмоциональных связей между взрослыми и ребёнком, ошибками в воспитании, внешними обстоятельствами, сложностями при построении отношений с другими людьми.

К наследственным причинам можно отнести:

  • родовые травмы, связанные с поражением головного мозга, когда нарушается адекватная реакция на события;
  • тревожные состояния у родителей, принявшие постоянный характер;
  • психологическое расстройство у близких родственников, носящее хронический характер;
  • поражения нервной системы, в т. ч. врождённые.

Нарушение эмоциональных связей часто выражается в отсутствии принимающей любви со стороны родителей по отношению к ребёнку: его любят только, если его поведение полностью соответствует представлениям мамы и папы.

Часто формированию повышенной тревожности у ребенка способствуют противоречивые требования родителей и других членов семьи, школьных учителей.

Завышенные требования, предъявляемые к малышу начиная с раннего возраста, влияют на его стремление постоянно доказывать, что он не хуже других детей. Это ведёт к формированию тревожности.

Ошибки в воспитании тоже могут стать отправной точкой страхов, преобразующихся в тревожное расстройство. Речь идёт о гиперопеке, которой подвергаются дети, т. к.

родители испытывают постоянное беспокойство за них. Тем самым они маскируют свои страхи, идущие ещё из детства. Другая крайность — полное равнодушие к своему чаду, когда он предоставлен самому себе.

Вследствие этого он постоянно будет ощущать себя незащищённым.

Причинами тревожности могут стать многочисленные внешние обстоятельства, связанные с семьёй:

  • постоянные переезды;
  • разлады между родителей;
  • злоупотребление алкоголем кого-либо из членов семьи;
  • болезни родных;
  • отсутствие материальной обеспеченности семьи.

Сложности при построении отношений с другими людьми могут выступать как причиной, так и следствием тревожности. Начиная с 7 лет, малыш идёт в школу, где не всегда у него выстраиваются гармоничные отношения с учителями и одноклассниками. Это ведёт к снижению доверия ко всем людям.

Виды и последствия тревожности

Тревожность ребенка классифицируется по разным основаниям. По возрастному критерию выделяют:

  • тревожность новорожденных;
  • дошкольников;
  • детей младшего школьного возраста;
  • подростков.

По особенностям возникновения тревожность бывает:

  • личностной, зависящей от личности конкретного ребёнка, она может быть врождённой, обусловленной его генами, образовавшейся благодаря его типу темперамента;
  • ситуативной, когда повышенную тревогу вызывают определённые события, люди, вещи, явления — агрессивные собаки, гроза, высота.

Помимо нарушений во взаимодействии с социумом, подобное расстройство пагубно отражается на общем состоянии здоровья, оно ведёт к:

  • постоянным головным болям;
  • психозам и неврозам, которые могут вылиться в генерализованное (общее) тревожное расстройство;
  • вегетососудистой дистонии;
  • нарушениям сердечного ритма;
  • проблемам с пищеварительной системой;
  • ослаблению иммунитета.

Особенно опасна тревожность у детей дошкольного возраста, т. к. их психика и здоровье ещё слишком слабы, чтобы отражать негатив извне.

Классификация состояния по возрасту

Эта классификация является одной из самых эффективных, потому что позволяет проследить причины, выяснить последствия и чётко обозначить пути решения проблемы.

Тревожность новорождённых

Беременная женщина передаёт своему малышу не только своё физическое здоровье. Психическое состояние будущей матери тоже самым непосредственным образом отражается на ребёнке. Если новорожденный нервничает, то стоит вспомнить, как вела себя его мама.

Для грудничка в возрасте до 1 года нет человека ближе мамы, без неё мир кажется опасным.

В задачу матери в этот период входит одновременно и частое нахождение с новорожденным (надо брать его на руки и прижимать к груди) и постепенное знакомство его с внешним миром.

Примерно в 8 месяцев можно увидеть, свойственна малышу тревожность или нет. Её явные признаки:

  • постоянный плач;
  • отсутствие аппетита;
  • бессонница;
  • невозможность пребывать долго в одном положении.

Если не начать разбираться в причинах, то высокий уровень тревоги сохранится на всю жизнь.

Тревожность дошкольников

Тревожность у дошкольников (в возрасте от 2 до 7 лет) часто появляется, когда они отправляются в детский сад. Если там они плохо спят, отказываются от еды, капризничают без причины, не участвуют в общих мероприятиях, не могут выстроить отношений с другими детьми и воспитателем, то признаки тревожности налицо. А идут они из семьи, где малышу уделяется мало внимания.

Мама и папа не могут выстроить доверительных отношений с ним. Ребёнок остро нуждается в маме, которая неправильно выполнила свою сепарационную задачу, поэтому в детском саду он замкнутый и тихий, а иногда плачет и ждёт маму.

Помочь ребёнку справиться с тревожностью в дошкольном возрасте можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения. Мама и папа должны уделять ребёнку достаточно внимания, когда они вместе находятся дома: играть, читать, полезно привлекать дошкольников к посильному домашнему труду.

Также рекомендуется по возможности завести домашнее животное и ухаживать за ним совместно, это сблизит взрослых и детей. Воспитатели дошкольных учреждений должны следить, чтобы такой малыш активно участвовал во всех мероприятиях, не чувствовал себя заброшенным.

Тревожность в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте возникает масса дополнительных факторов, ведущих к повышенной тревожности. Обычно в 7 лет ребёнок идёт в школу, тогда для него полностью меняется жизнь, не все ребята могут успешно приспособиться к этому. Симптомы тревожности у мальчиков проявляются раньше, чем у девочек. Первые симптомы можно заметить спустя 1,5-2 месяца после начала учёбы, среди них:

  • быстрая утомляемость;
  • сниженная концентрация внимания;
  • плохая успеваемость;
  • конфликты с учителями и одноклассниками;
  • беспокойство;
  • застенчивость.

На всё это накладываются физические симптомы. Причины носят естественный характер — незнакомый коллектив, новый режим дня, резкое увеличение нагрузки, повышенная ответственность. Справиться с тревожностью в младшем школьном возрасте возможно при активном участии учителей и родителей в жизни ребёнка.

Их задача — дать ему понять, что они с ним, готовы его поддержать при любой неудаче. Нельзя говорить младшему школьнику: «ты уже большой, все игры и развлечения нужно оставить». Следует помочь ребёнку грамотно распределять время.

Тревожность у подростков

Тревожность у ребенка может проявиться и в возрасте 12-13 лет. Они продолжают учиться в школе, но часто их беспокойства носят недетский характер: первая любовь, уличные компании, получение дальнейшего образования.

На ситуацию оказывают влияние и гормональная перестройка организма. Родители отмечают, что подростки часто становятся неуправляемыми, поговорить с ними становится затруднительно. В этом случае приходится обращаться за помощью к детскому психологу. Он сможет научить:

  • преодолевать школьную тревожность из-за экзаменов и повышенных нагрузок;
  • управлять собственными эмоциями;
  • переключать внимание с одного предмета на другой;
  • взаимодействовать с разными типами людей.

Но сначала потребуется детальная диагностика, позволяющая определить уровень тревожности. В качестве диагностики часто применяются тесты.

Источник: https://urazuma.ru/trevoga/u-detej.html

Здоровье ребёнка: типы, признаки и причины тревожности у ребёнка, как помочь ребёнку?

Причины Тревоги у Детей

Он робок и с опасением относится ко всему происходящему. Ведёт себя скромно и сдержанно. Малыш словно ожидает чего-то плохого. Он крайне беспокоен и находится в постоянном внутреннем напряжении из-за предчувствия неблагоприятных ситуаций. Причём это ощущение тревоги доставляет ему гораздо больше беспокойства, нежели само отрицательное событие.

К себе самому он предъявляет очень высокие требования, из-за чего часто бывает, не удовлетворён собой. Как следствие, у такого ребёнка формируется достаточно низкая самооценка. Его страшит что-то новое, ведь оно таит в себе неизведанную для него угрозу. Следовательно, он сторонится участия в незнакомой деятельности и играх.

Такие детки нередко ощущают себя беспомощными. Они полагают, что уступают другим по каким-либо параметрам:

  • ловкости,
  • сообразительности,
  • красоте и так далее.

Для них крайне важна похвала и одобрение со стороны окружающих.

Постоянное пребывание в тревожном состоянии отражается также и на самочувствии ребёнка. Это проявляется:

  • болями в животе,
  • спазмами в горле,
  • головокружением,
  • головными болями,
  • учащённым сердцебиением,
  • и слабостью в горле.

Признаки тревожности:

  • бессонница;
  • раздражительность;
  • беспокойство;
  • сложности в концентрации на чём-то одном;
  • мышечное напряжение;
  • малышу трудно в течение длительного времени работать;
  • предъявляемое к нему задание сразу повышает уровень его беспокойства;
  • он ведёт себя застенчиво и смущённо;
  • жалуется, что часто различные ситуации повергают его в повышенное напряжение;
  • он говорит, что ему нередко снятся страшные сны;
  • попадая в незнакомую обстановку он краснеет;
  • его ладошки обычно влажные и холодные;
  • его регулярно мучают расстройства стула;
  • он не очень хорошо ест;
  • часто пугается;
  • даже незначительный повод может вызвать его слёзы;
  • не любит ожидания;
  • опасается и избегает трудностей;
  • часто испытывает чувство неуверенности в себе.

Почему возникает тревожность?

Психологи склонны считать возникновение тревожности следствием некоего внутреннего конфликта малыша. Он может проявляться по ряду причин:

  1. Несогласованные требования родителей, учителей или воспитателей. Скажем, дома малышу демонстрируют одну модель поведения, а в школе другую. Это порождает у него некоторые противоречия и ему сложно понять, как следует себя вести.
  2. Чрезмерно высокие ожидания. Родители устанавливают завышенную планку достижений для малыша. Скажем, он должен учиться только на «пятёрки». Он лишается права получать более низкие отметки.
  3. Постановка ребёнка в зависимое положение посредством, предъявляемых требований. Например, ситуация, когда одни детки притесняют других, часто встречается в детском коллективе.

Обычно большую тревожность до 12 лет проявляют мальчишки, а после 12 лет тревожные состояние чаще свойственны девочкам.

  • Переживания юных девушек касаются особенностей межличностных взаимодействий.
  • Мальчиков же сильнее волнует вероятность применения к ним наказаний и насилия.

Таким образом, сделав что-то не так, девочки боятся отторжения со стороны взрослых или своих сверстниц. Их страшит мысль, что подруги откажутся с ними общаться или родители подумают о них плохо. Парни в аналогичной ситуации беспокоятся, что их накажут или побьют одноклассники.

Типы тревожности у малыша

  • Невротики. У таких ребят наблюдаются заикания, энурез, тики и так далее. Здесь уже оправдана помощь психиатра и невропатолога. Ребёнку нужно позволять выговориться. Не стоит акцентировать внимание на его соматических признаках проявления расстройства. Постарайтесь создать для него комфортную ситуацию.

    Полезно помогать ему, разыгрывать и рисовать свои страхи.

  • Расторможенные малыши. Они эмоциональны, активны, но их внутренние страхи спрятаны очень глубоко. Их энергичность направлена на заглушение имеющейся фобии.

    Если процесс обучения в школе не увенчался успехом, то они могут специально нарушать дисциплину и привлекать к себе негативное внимание. На критику со стороны они стараются отвечать равнодушием. В качестве органических сбоев о себе могут дать знать сложности с концентрацией внимания, процессами запоминания, мелкой моторикой.

    Несмотря на некое противопоставление себя окружающим им необходимо принятие и доброжелательное отношение людей. Они хотят добиться ситуации успеха.

  • Застенчивые ребята. Это тихие, старательные, безынициативные, скромные и молчаливые детки. Они ощущают дискомфорт, когда слышат разговор на повышенных тонах.

    Любая мелочь способна вызвать их слёзы. Они опасаются что-то переспрашивать и отвечать у доски. Их необходимо хвалить, создавать ощущение принятия, признавать их право ошибиться.

  • Замкнутые. Они живут словно, сами по себе. Они не стремятся контактировать с взрослыми и сверстниками, избегают шумных игр и не реагируют на критику.

    У них могут быть сложности в учёбе из-за отсутствия интереса к ней. Нужно постараться нащупать ту область, к которой они неравнодушны, и через неё налаживать контакт с ребёнком.

Как могут помочь родители?

  1. Повышение самооценки. Искренне хвалите своё чадо даже по самым маленьким поводам. Обращайтесь к малышу по имени, уважайте и учитывайте его мнение. Нельзя сравнивать успехи своего ребёнка с успехами его сверстников, нужно проводить параллель меж ним самим. Особенно это актуально применительно к тревожным деткам. Для их самооценки губительна соревновательная деятельность, поэтому не стоит их целенаправленно в неё вовлекать.
  2. Учите малыша управлять своим поведением. Нередко он скрывает свои проблемы. Следовательно, даже если он утверждает, что у него всё хорошо это вовсе не означает, что это на самом деле так.
  3. Устранение мышечного напряжения. Для этого прекрасно подходят игры с телесным контактом, а также растирания, массаж, упражнения на релаксацию.
  4. Работа с родителями. Они должны показывать школьнику, что любят его просто за то, что он есть. Нужно демонстрировать ему готовность оказать поддержку в ситуации неуспеха. Малыш не должен отчаянно пытаться завоевать их любовь и постоянно им доказывать, что он её достоин. Иначе, он просто может устать и прекратить свои старания, смирившись с тем, что он не настолько хорош, как этого хотят. Предъявляйте меньше требований. Постарайтесь не использовать угроз, унизительных формулировок и слов по отношению к нему.

Источник: http://love-mother.ru/stati/roditelyam/p-49198/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.