Факторы Психического Развития Ребенка

Содержание

Маугли современных джунглей: условия и факторы психического развития ребёнка

Факторы Психического Развития Ребенка

Новорождённый младенец – это ещё не человек, это только личинка человека. Опыт человечества говорит о том, что формирование здоровой и развитой личности определяют факторы и условия психического развития ребёнка. И главное из этих условий – жизнь среди людей.

Оборотень – полузверь, получеловек. Ужасное человекообразное чудовище, ещё более опаснеое диких зверей, среди которых оно обитает. Жестокий монстр, обладающий нечеловеческой силой, ловкостью и выносливостью. Дикое животное с человеческим телом.

синдром Маугли

Люди считали оборотней творениями тёмных сил, однако, это вполне земные существа, рождённые людьми и воспитанные животными.

Когда ученые отправлялись в места обитания «оборотня» (по наводке местного населения), всегда оказывалось, что это существо вовсе не плод человеческой фантазии.

Биологически – это человек, несчастный Маугли, воспитанный животными (чаще всего волками или обезьянами, реже – пантерами, ягуарами и т. д.).

Психически – дикое существо, которое, не смотря на усилия психологов, никогда так и не сможет адаптироваться среди людей и стать человеком.

Феномен «Маугли»: среда обитания как главный фактор психического развития ребёнка

События сказки о Маугли вовсе не зря происходят в индийских джунглях. Именно Индия дала миру наибольшее количество «детей-Маугли». Из-за крайней бедности населения, высокой смертности и такой же высокой и бесконтрольной рождаемости, детей в Индии не редко выбрасывали, как вариант — оставляли в джунглях.

Диких детей, обитающих в звериных стаях, часто отлавливали люди. Это было настолько же сложной задачей, как поймать дикое животное. Тело человека, как показывает феномен «Маугли», обладает невероятными свойствами к адаптации.

Дикие дети обладали недетской силой и ловкостью, их ногти больше было похожи на когти, а зубы – острые, как лезвия (точно такие же, как у животных).

Свидетели, которые видели ребёнка с синдромом Маугли, описывают его, как жуткое зрелище, совершенно не похожее на персонажа сказки Киплинга. Дикий ребёнок ведёт себя, как животное – бегает на четвереньках, не умеет стоять на двух ногах, проявляет агрессию (ещё большую, чем животные из его стаи), яростно сопротивляется попыткам его одеть, пытается сбежать и вернуться в дикую среду.

Но сказка о Маугли – это лишь сказка, в реальности же воспитанного животными ребёнка абсолютно невозможно социально адаптировать и вернуть в человеческое общество.

дети маугли

Удивительно и то, что дикие дети, воспитанные разными животными отличаются друг от друга. Например, ребёнка, которого воспитали обезьяны, легче «приручить», чем ребёнка-воспитанника стаи волков.

Дети с синдромом «Маугли» становились объектами для исследований учёных. С ними работали психологи и психиатры, но вся работа, направленная на их реабилитацию, не приносила почти никаких результатов.

Истории всех этих детей похожи: они не могли научиться говорить, их с трудом приучали к одежде и хождению на двух ногах (на это требовались годы труда). «В неволе», то есть среди людей, дикие дети живут недолго – несколько лет.

Остаток своих днейжизней они проводят в психических домах.

Исследования детей с синдромом Маугли дают потрясающие результаты. Эти результаты говорят о том, что человек – существо исключительно социальное, и вне социума человеческий ребёнок не может стать человеком, развиться психически, умственно и социально.

Эти исследования говорят о том, что факторы психического развития ребёнка заключаются во влиянии внешней среды (конечно же, при условии нормальной роботы головного мозга). Ребёнок рождается с заданными свойствами, но эти свойства похожи на семена – они нуждаются в определенных условиях для развитияи, иначе семена не прорастут.

Маленький человек психически формируется под влиянием среды обитания – он обучаем с самого рождения.

Исследования детей с синдромом Маугли доказали: если условия психического развития ребёнка не соответствуют его потребностям, то восполнить пробелы во взрослой жизни он не сможет.

В современном мире детей с синдромом Маугли находят даже в больших городах. Это заброшенные дети непутёвых родителей, которые растут с животными в сараях, собачьих будках и т.д.

современные дети с синдромом Маугли

Адаптация «городских Маугли» проходит более успешно – о них заботились животные, но они не были полностью исключены из человеческого социума, поэтому они способны научиаються говорить, ходить на двух ногах, и более восприимчивы к любому обучению, чем «лесные Маугли». Но и эти дети никогда не становятся полноценными членами общества – они навсегда остаются психически и умственно отсталыми и тоже до конца своих дней живут в специальных интернатах.

Факторы психического развития ребёнка в семье, основные ошибки и их последствия

Однако не только дети с синдромом Маугли не могут адаптироваться и реализоваться в современном обществе. Многие взрослые люди, воспитанные, казалось бы, в нормальных семьях, так и не находят своё место в социуме, ведут себя неадекватно и асоциально.

Одни из них склонны к алкоголизму и наркомании, другие страдают психическими и сексуальными расстройствами, третьи не желают работать. Причины любого деструктивного поведения человека (склонность к преступлениям, воровству, садизму, проституции, педофилии и т.д.

) – это всегда последствия психических травм его детства.

Исследования феномена Маугли показали, насколько хрупка детская психика, насколько невосполнимы пробелы психического развития ребёнка, насколько от событий детства зависит формирование человека и вся его будущая жизнь.

Исследования в Системно-векторной психологии говорят о том, что развитие психических свойств (векторов) человека происходит только во время его детства (до пубертата). В зависимости от давления внешней среды и условий психического развития ребёнка, его вектора развиваются или же нет.

Соответственно, развитый человек имеет здоровые желания и возможность конструктивной реализации в обществе. Неразвитый — напротив – не может реализовать себя, имеет нездоровые желания, проявляет архетипичные свойства психики, страдает, болеет, часто склонен к алкоголизму и наркомании.

Самый главный фактор психического развития ребёнка в семье – это правильное воспитание родителями. Именно родители имеют возможность наибольшего воздействия, давления на психику ребёнка.

психическое развитие ребёнка зависит от внешней среды

Но очень часто даже самые заботливые папы и мамы создают не самые лучшие условия психического развития ребёнка.
Например, если ребёнок живёт в гиперопеке, если его балуют, дают ему больше, чем ему нужно, ограждают от любых трудностей, из него вырастает социальный неадаптант.

Если родители наоборот, слишком требовательны к ребёнку, ругают его, повышая голос и оскорбляя, поднимают на него руку – общество может получить вора, садиста, проститутку, преступника (в зависимости от того, с какими векторами родился ребёнок, подробнее – в статье «Почему нельзя бить детей»).

Родителям необходимо знать то, что вектора (психические свойства и желания) ребёнку заданы при рождении. Все дети разные, потому что они рождаются с разным составом векторов.

Изменить, переделать ребёнка нельзя, можно лишь развить то, что дано ему природой или подавить его развитие (но это плохо скажется судьбе).

Если ребёнок ведёт себя неадекватно, это значит, что родители неправильно на него воздействуют.

В руках каждого родителя находится тонкий, нежный стебелёк – психическое ребёнка. Этот стебелёк можно нечаянно поломать, навредить ему, и тогда он никогда не сможет вырасти, превратившись в здорового, красивого человека.
Продолжение следует.

Статья написана с использованием материалов тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Источник: http://polyova.com/2014/01/maugli-sovremennyx-dzhunglej-usloviya-i-faktory-psixicheskogo-razvitiya-rebyonka/

Закономерности и факторы психического развития ребенка

Факторы Психического Развития Ребенка

Несмотря на кажущуюся беспомощность и слабость, новорожденный обладает всеми необходимыми характеристиками и механизмами, дающими ему возможность сохранить жизнь и расти.

Основную роль в этом играют безусловные рефлексы, обеспечиваемые работой нервной системы и служащие не только для защиты, контакта с окружающими предметами и питания, но и становящиеся впоследствии фундаментом для формирования более сложных видов и форм нервно—психической деятельности.

Данная статья посвящена закономерностям и факторам психического развития ребенка, в ней мы поговорим о кризисах и отклонениях в психическом развитии ребенка, рассмотрим индивидуальные особенности психического развития детей.

Основные факторы и закономерность психического развития ребенка

Скорость развития нервной системы человека обратно пропорциональна возрасту. Это значит, что, чем младше ребенок, тем быстрее проходят процессы развития.

В первый год жизни кроха приобретает очень много условных рефлексов, определяющих способы поведения в различных ситуациях. Приобретенные навыки и привычки в дальнейшем также играют существенную роль, во многом определяя манеру поведения и типичные для малыша способы реакции.

Именно поэтому так важно с самого раннего детства контролировать не только физическое, но и психическое развитие малыша, демонстрировать ему правильный пример и прививать надлежащие способы поведения. Ведь приобретенные в детстве привычки очень часто сохраняются всю жизнь.

Очень важную роль в развитии ребенка играет речь. Формирование способности к речи возможно благодаря постепенному развитию анализаторной и сенсорной функции мозга. Но точно в такой же мере речь является результатом воспитательной активности, общения крохи со взрослыми. Без постоянного контакта со взрослыми формирование речи ребенка невозможно.

По данным ученых, в последние годы в психическом развитии детей наблюдаются следующие тенденции:

  • астенизация (увеличение количества детей с астеническим телосложением);
  • андрогиния (размытие половых различий);
  • замедление акселерации развития и роста детей;
  • учащение случаев отставания в физическом развитии, сниженной массы тела и роста;
  • грацилизация (уменьшение массы мышц);
  • ювенилизация (увеличение числа детей с повышенным и высоким уровнем интеллекта).

Четких возрастных границ и норм психического развития не существует. Нервная система человека — необычайно сложный механизм. Практически у каждого ребенка есть индивидуальные особенности развития, не укладывающиеся в строгие рамки, но общие закономерности, порядок и примерные «нижние» и «верхние» возрастные границы всех этапов развития определены.

Кризисы психического развития ребенка

Существуют несколько «переходных», кризисных периодов развития ребенка. Сложность их заключается в том, что в такие периоды поведение малыша меняется, становится менее предсказуемым и управляемым. Родители, не знающие о существовании таких кризисов часто сталкиваются со множеством проблем, вплоть до потери способности контролировать собственного ребенка и находить с ним общий язык.

  • Кризисы психического развития:
  1. Кризис одного года. Он связан с расширением самостоятельности малыша. Ребенок уже не зависит полностью от матери, он может сам кушать, передвигаться, брать предметы и играть с ними. Но речь развита еще не слишком хорошо, и в ответ на непонимание со стороны окружающих часто наблюдаются вспышки злости, агрессии, нервозности.
  2. Кризис трех лет. Это кризис выделения собственного «Я». Главные проблемы этого периода проявляются в таких формах поведения малыша: своеволие, негативизм, строптивость, обесценивание, упрямство, деспотизм, протест—бунт.
  3. Кризис семи лет. Период, когда ребенок утрачивает детскую непосредственность и приобретает «социальное Я». Появляется манерность, паясничанье, вертлявость, клоунада, поведение становится неестественным, натянутым и т. д. Авторитет родителей частично поддается сомнению, уступает место авторитету нового взрослого в жизни ребенка — учителя.
  4. Подростковый возраст часто называют «затянувшимся кризисом». В самом деле, в воспитании подростков очень много «подводных камней» и тонкостей. Самое главное, что должны помнить родители — ребенок является полноценной личностью, которая заслуживает на любовь и уважение, и имеет право на ошибки.

Для обеспечения нормального психического развития детей в любом возрасте необычайно важны дружественные отношения с родителями, контакт со взрослыми, благоприятная эмоциональная обстановка в семье и возможность чувствовать себя свободным, полноценным человеком.

Родителям стоит изучать особенности развития детей разного возраста, интересоваться вопросами теории воспитания, наблюдать за своими детьми, а в случае появления признаков отклонений в развитии или прочих тревожных симптомов, не паниковать и своевременно обращаться в врачу.

Реклама

Зима – это время, когда организм ребенка особенно нуждается в витаминах. Ведь в сезон холодов нужно больше энергии и полезных микроэлементов для поддержания иммунитета. Все это малыш получает с пищей…

Методы закаливания ребёнка

Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы (воздух, солнце, вода). Воздух действует на организм своей температурой, содержанием влаги, движением частиц. Воздушное закаливание предусматривает ежедневные прогулки независимо от погоды. Время прогулок…

Гимнастика и массаж грудных детей в домашних условиях

Профессиональный массаж за первый год жизни необходимо сделать хотя бы четыре раза (по 10 занятий) – это обязательный минимум, который позволит ребенку гармонично развиваться физически. Каждый раз массаж делает толчок…

Лечение молочницы у новорожденных

Молочница у младенцев (как новорожденных, так и грудных) является довольно частым случаем, потому что заразиться ею можно множеством способов, например пренебрежением гигиены при кормлении грудным молоком, или даже во время…

Лекарства опасные для детей

Наступило время преобладания ОРВИ заболеваний, и возрос интерес к препаратам для лечения от них для себя и своих детей. Вернуться к этой теме заставили рекламные статьи интернет — аптек. Некоторые…

Робин Берман: Родитель — это великодушный диктатор

Я часто задаю современным мамам вопрос: «Если бы, зайдя в самолет, вы увидели в кабине четырехлетнего пилота, вы бы чувствовали себя в безопасности?» Помните: самолет ведете вы, а не ваш…

  • История одной измены
  • Отсутствие сексуального желания у женщины, почему возникает и что делать
  • Значение поцелуев или как понять язык поцелуев когда любят, соблазняют или …
  • Интимная стрижка для коррекции бедер и живота
  • Первый секс, что нужно знать парню и девушке об особенностях первого секса
  • 14 советов психолога, как помириться с мужем после ссоры
  • Повторный брак после развода, про пары, которые расстаются, а потом сходятся снова
  • Если ребенок пишет с ошибками, что делать?
  • Позы сна и характер человека
  • Знакомство беременных женщин с мужчинами и знакомство мужчин с беременными женщинами
  • Для тех, кто чувствует, что живет не своей жизнью
  • Выбираем длину платья: мини, миди, макси

Источник: http://depils.com/zakonomernosti-i-faktory-psihicheskogo-razvitiya-rebenka/

Физические и психологические факторы развития ребенка

Факторы Психического Развития Ребенка

Ребенок рождается – начинается его жизнь. Каждый день происходит что-то новое, особенно когда малыш совсем маленький. Его постоянный рост, усложнение физической и психической деятельности — нормальные и правильные явления. Важно помнить, что развитие ребенка происходит под влиянием множества факторов. От них зависит, каким он будет, как сформируется его личность.

Все факторы, влияющие на развитие ребенка, можно разделить на физические и психологические. В первую очередь это семья. Общение, питание, режим дня — это первое, к чему привыкает ребенок.

Тут многое зависит от желания родителей создать комфортные условия для своего малыша. Дальше — его социальная жизнь: школа, садик, общение с другими малышами. Иногда все это усложняется из-за патологических проблем, мешающих ребенку вести нормальную жизнь.

В этом случае будет тяжело, но сегодня даже для таких деток есть возможность развиваться.

Развитие

Произошло зачатие. С этого момента начинается жизнь нового человечка. Из двух клеток появляется 4, и так далее – усложняется структура зародыша. На этом этапе развитие стремительное – тут счет идет на часы.

До рождения ребенка проходит 9 месяцев. Даже после рождения развитие внутренних органов, кровеносной системы, костей не прекращается. Потом эти процессы замедляются – теперь мы считаем периоды развития в годах.

Даже во взрослом состоянии не прекращаются перемены в организме.

Очень важно, чтобы взросление проходило в безопасных, комфортных условиях. Даже когда ребенок еще в утробе матери, необходимо создать для него самый благоприятный климат.

Все то, что происходит в первые годы жизни, обязательно скажется на физическом и психологическом развитии и личности взрослого человека.

Конечно, создать идеальные условия не получится, но обеспечить ребенку возможность нормально развиваться вполне можно.

Биологические факторы

Первый фактор — биологическая среда. Многие ученые сходятся во мнении, что этот фактор важнейший. Биологические (физиологические) факторы во многом определяют дальнейшие возможности ребенка, многие грани личности, характера, отношения к жизни. Большую роль играет режим дня и питание, ведь из-за недостатка витаминов может замедляться развитие ребенка (как физическое, так и психическое).

Наследственность

Наследственные факторы имеют сильное виляние на развитие. От родителей мы получаем рост, телосложение. Невысокие родители — невысокий ребенок. Конечно, бывают исключения из правил, но обычно все закономерно. Конечно, наследственные факторы корректируются с помощью социальных механизмов.

Сегодня любой человек при желании может достичь всего, чего захочет. Главное, чтобы наследственные проблемы не останавливали ребенка от того, чтобы добиваться желаемого. Существует масса позитивных примеров того, как человек сумел силой воли преодолеть врожденные дефекты.

Конечно, когда мы говорим «наследственность», не всегда подразумеваются негативные факторы или болезни. Так же часто встречается «позитивная» наследственность. От хороших внешних и конституционных данных до высокого интеллекта, склонностей к разным видам наук. Тогда главное — помочь ребенку в развитии его сильных сторон, не потерять возможность, которая дана от рождения.

Питание

Первые 6 месяцев малыш обязательно должен кушать материнское молоко. В крайнем случае — смеси. Это источник всех необходимых веществ, минералов, витаминов. Для малыша материнское молоко — эликсир жизни.

Пока что желудок и кишечник не готовы принимать другую пищу. А вот после 6 месяцев нужно вводить прикорм: только на молоке активного роста теперь не получится.

Подойдут соки, детские пюре из овощей, фруктов, вареного мяса.

Уже в 1,5 года ребенок начинает питаться почти что взрослой пищей. Теперь важно обеспечивать ему сбалансированный рацион. Иначе из-за недостатка питательных веществ и витаминов его организм не сможет развиваться правильно. Растут кости, набирается мышечная масса, укрепляются сосуды, сердце, легкие – каждая клеточка тела нуждается в правильном питании.

Если родители не могут обеспечить нормальный рацион, то ребенок отстает в первую очередь в физическом развитии. Недостаток витамина D ведет к опасному заболеванию — рахиту. Витамин вступает в реакцию с кальцием, который необходим для костей. Если существует дефицит этого витамина, то кости ломкие, мягкие. Под весом тела малыша гибкие кости искривляются и остаются такими на всю жизнь.

В раннем возрасте продолжает формироваться, усложняться структура мозга. Если лишить ребенка витаминов, жиров, «строительного материала» – белков, то развитие мозга пойдет неправильным путем. Возможно отставание развития слуха, речи, мышления. После долгого «голодания» мозг отказывается работать так, как нужно. Отсюда задержки развития, проблемы с нервной системой.

Психологические факторы

К психологическим факторам развития относится все, что могло повлиять на психику ребенка. Человек живет в обществе, так что биосоциальная среда всегда была и будет одним из основных факторов влияния. Сюда относится:

  • уклад жизни, отношения в семье;
  • уровень жизни, возможности;
  • социальные контакты, общение с людьми, детьми;
  • возможности для развития ребенка (садик, школа, кружки и секции).

Дети учатся, глядя на то, что происходит вокруг них. Они перенимают привычки родителей, их слова и выражение. Общество тоже оставляет сильный отпечаток – понятия о морали, правильном и неправильном, методах достижения желаемого. Среда, где растет малыш, сформирует его взгляд на мир.

Среда

Среда бывает благоприятной и неблагоприятной для развития личности. Общество, которое окружает ребенка (это не только родители), сформирует у него понятие о нормах морали. Если все вокруг добиваются своего кулаками, угрозами, то именно так будет воспринимать мир ребенок. Такая социальная установка останется у него на долгое время.

Самое опасное здесь то, что человек начинает видеть мир именно таким, как в нашем примере – жестоким, аморальным, грубым. Ему очень тяжело или почти невозможно посмотреть на свою жизнь под другим углом. И наоборот: ребенок, который вырос в любви и понимании, будет способен на эмпатию, дружеские чувства. Он умеет находить выход из ситуации при помощи разума и логики.

Для того чтобы среда была неблагоприятной для развития психики ребенка, ему совсем не обязательно расти в неблагополучной семье. Самые образованные и обеспеченные родители могут относиться к детям холодно, придираться к любым ошибкам, морально унижать их. При этом со стороны жизнь семьи выглядит вполне благополучно. То же самое относится к школе.

Среда формирует психику, создает барьеры для проявления эмоций. Или же, наоборот, позволяет человеку быть человеком. Многим удается, благодаря врожденным данным, вырваться из неблагоприятной среды, изменить свою жизнь. Но не всегда удается поменять свои психологические ценности и усвоенные эмоциональные реакции.

Семья

Конечно, важнейшим фактором будет являться именно семья:

  • как родители относятся друг к другу;
  • как решаются проблемы в семье;
  • доверие к родителям;
  • эмоциональный климат;
  • отношение к личной жизни ребенка.

Отсюда ребенок черпает информацию об отношениях с людьми. Потом полученные знания он переносит на сверстников, свои игры. Очень сильное влияние на психику оказывает то, что мы видим каждый день.

Семья может быть не очень обеспеченной, жить тесно, использовать мало возможностей. Но если в семье будет нормальный климат, теплые отношения, то все остальное легко можно пережить вместе. Это базис для дальнейших отношений человека с противоположным полом.

Общение

На развитие психики влияет общение. У ребенка 3-10 лет должно быть достаточно возможностей для общения со сверстниками, взрослыми. Так малыши и взрослые прорабатывают социальные механизмы, хорошо запоминают нормы поведения. Без общения нет развития. В первую очередь это касается речи.

Ребенок учится разговаривать, слушая своих родителей. Общаясь со сверстниками, воспитателями, учителями, он перенимает новые слова, понятия, интонации. Развить эмоциональный интеллект можно только при живом общении.

Сегодня у детей много говорящих игрушек, которые помогают в обучении. Конечно, они никогда не заменят живого собеседника. Ведь когда человек разговаривает, делится своими переживаниями или радостью, его эмоции связаны с мимикой. А у игрушек мимика отсутствует.

Знать о проявлении эмоций необходимо, ведь только так можно говорить о дружбе, любви, понимании, симпатии между людьми. Если же мы не понимаем друг друга на этом тонком уровне, завязать социальные контакты не получится.

Социальные факторы

Еще один фактор развития человека — социальный. От него зависит формирование у ребенка мнения о себе, самооценки. Здесь проявляется общественная составляющая нашего «я». Человек начинает видеть себя со стороны только в обществе. Так он может впервые критически отнестись к поведению, внешности, манерам. Общество формирует его представление о жизни среди других людей.

Факторы социального развития обусловливают активную роль человека в социальной среде. Конечно, всю жизнь своих детей не проконтролируешь, но родителям обязательно нужно знать, чем те живут. Все начинается с малых лет. Первое — детский садик. Какие там дети, кто их родители? Какие воспитатели работают с детьми, чему их учат?

Детский сад

С 3 лет малыш попадает в совершенно новую для него среду. В этом возрасте все факторы, влияющие на развитие ребенка, действуют на его физиологию и психику особенно остро.

Сейчас он учится, набирается опыта, впервые тесно общается с кем-то вне семьи. Родителям необходимо узнать все о том садике, в который они записывают ребенка.

Сделать это просто: в интернете можно найти отзывы родителей, на сайте садика посмотреть фото. Обязательно сходите в тот сад, проверьте, какие там условия.

Школа

Школа необходима каждому ребенку с нормальным уровнем развития. Конечно, сама по себе школа тоже важный фактор всестороннего развития. Тут ребенок получает конкретные знания о мире, задумывается о выборе профессии.

С другой стороны, в школе у него масса социальных контактов разного рода:

  • дружба;
  • влюбленность;
  • чувство принадлежности к коллективу.

Это маленький «мир», в котором существуют свои законы. Здесь же воспитывается волевая составляющая характера. Это значит, что человек учится контролировать свои желания, оценивать их значимость, стремится достичь результатов.

После поступления в первый класс развитие ребенка идет гораздо быстрее. Здесь есть мотивирующий момент: учеба, оценки, похвалы. Важно, чтобы школа и учителя могли заинтересовать ребенка, подать ему материл в яркой, интересной форме. Тогда к мотивирующим факторам добавляется интерес.

Трудовая деятельность

Для правильного развития ребенка необходима трудовая деятельность. Она формирует понятие об ответственности, самоконтроле. Это позитивно сказывается на психическом развитии.

Человек должен иметь обязанности. Это может быть какая-то работа по дому, уход за домашними животными. Необходимо дать ребенку понять всю важность задания.

Выполняться все должно без напоминаний, угроз, оскорблений.

Давая ребенку или молодому человеку задание, родители должны хорошо объяснить необходимость данной деятельности. С возрастом обязанностей становится больше. Конечно, необходимо соизмерять нагрузку ребенка и важность задания.

Например, если он учится в школе, занимается на курсах, посещает спортивные секции и т.д., то трудовую нагрузку можно снизить. У малыша обязательно должно быть время на отдых, возможность заняться любимым, интересным делом.

Патологические факторы

Существует еще один важный фактор, описывающий развитие человека. Любые патологии будут препятствовать нормальному развитию. Особенно это заметно, если у ребенка:

  • серьезно снижен интеллект;
  • психологические девиации;
  • заболевание, не позволяющее нормально двигаться;
  • снижена или потеряна функция органов чувств (потеря слуха, речи, зрения).

Их развитие идет по другому пути.

Патологическое развитие

Как только женщина узнает, что беременна, начинается ее новая жизнь. Здесь нельзя допускать алкоголь, курение, наркотические вещества и сильные лекарства (антибиотики, обезболивающие, токсичные препараты).

Нужно исключить стрессы, перенапряжение. Это всем понятно, ведь результат неправильно поведения — серьезные проблемы со здоровьем малыша.

Патологические факторы развития проявляются после рождения, хотя некоторые заболевания и патологии можно выявить еще в период беременности.

Бывает, что женщина очень сильно заботиться о здоровье малыша, правильно питается, принимает витамины. И все же ребенок рождается с патологиями. Здесь второй фактор — структурные изменения плода, патологии развития. От этого, к сожалению, никто не застрахован. Что-то можно исправить, а с чем-то придется учиться жить.

Третий, не менее важный патологический фактор –сложные роды. Здесь возможна гипоксия плода, последствия затяжных родовых процессов, травмы. Иногда совершенно здоровый малыш у здоровой мамы появляется на свет с серьезной травмой. Тяжелые роды, недостаток кислорода — у малыша возникают серьезные проблемы, а потом диагностируется отставание в развитии.

Все эти факторы станут основой, на которой будет строиться дальнейшее развитие. Здесь нельзя говорить о нормальном процессе роста, взросления. Однако сегодня для детей с патологическими проблемами открыты многие двери:

  • специальные садики;
  • особые школы, дефектологические классы;
  • лечебная физкультура, массаж;
  • возможность получить профессию (все зависит от степени повреждений, уровня развития);
  • возможность продолжить обучение.

От родителей будет зависеть, как пройдет жизнь ребенка. Особенно если у него есть сильные патологии.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/fizicheskie-i-psihologicheskie-faktory-razvitiya-rebenka.html

Факторы развития ребенка

Факторы Психического Развития Ребенка

Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов.

Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств.

Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

Выделяют следующие факторы развития ребенка:

  • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
  • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
  • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
  • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
  • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития.

В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу.

В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр.

Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития.

Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни.

Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность.

Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику.

Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей.

Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления.

Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.

По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/faktory-razvitiya-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.