Арт-терапия Для Детей – Задачи и Методы Терапии

Содержание

Арт-терапия в работе со взрослым или ребенком – цели, задачи и результаты психологической методики

Арт-терапия Для Детей – Задачи и Методы Терапии

В психологии есть направление для коррекции психосоматических расстройств, основанное на использовании изобразительных искусств и других терапевтических методов.

Называется такая методика современной психотерапии арт-терапия, а входит в нее множество разных видов творчества для детей и упражнения для взрослых.

Такой подход помогает избавиться от страхов, сомнений или тягостных переживаний, выразить эмоции, состояния и развить творческие способности.

Лечение искусством – это один из эффективных методов психологической коррекции пациентов с разными расстройствами. Работа ведется с помощью рисунков, кино, музыки, театра или пения.

Арт-психология помогает пациенту преодолеть сложные барьеры в эмоциональном общении, учит художественному самовыражению и позволяют развивать скрытые таланты.

У этой техники нет противопоказаний – этой формой психотерапии можно заниматься вне зависимости от возраста, уровня интеллекта.

В специализированных медицинских центрах такой метод психотерапии используется при комплексном лечении алкогольной зависимости или наркомании, для облегчения состояния тяжелых онкологических больных.

Применение методики лечения искусством не регламентируется. Техники используются для коррекции сознания и у взрослых, и у детей.

Однако на практике эффективность терапии особенно проявляется при следующих случаях:

  • стрессах, нервных расстройствах, депрессиях;
  • низкой самооценке;
  • повышенной импульсивности, чувстве тревоги;
  • немотивированной агрессии;
  • неуправляемом чувстве ревности;
  • трудностях эмоционального или психического развития;
  • раздвоении личности;
  • наличии необоснованных страхов или фобий.

Польза

Преимуществ у арт-методик много.

Во-первых, при занятиях творчеством человек может выразить свой внутренний мир, показать свои эмоции и чувства, благодаря чему ощутить облегчение от выплеснутой информации.

Во-вторых, такой способ самореализации помогает понять психотерапевту суть проблемы, о которой человек не может сказать вслух, и значит – правильно предложить дальнейшее лечение или действия.

Цели арт-терапии

Можно подумать, что занятия танцами, постановка сценок или рисование помогают полностью излечиться – очищают подсознание, корректируют личность пациента. Однако это не совсем верная точка зрения. Терапия творчеством – дает пациентам стимул для достижения этих целей. Рассматриваются такие задачи:

  • создать оптимальные условия для клиента, которые способствуют четкой вербализации тех чувств, которые он привык в себе подавлять;
  • помочь найти правильный и социально приемлемый выход негативным и позитивным реакциям;
  • облегчить общий процесс лечения, устранить внутренние противоречия и конфликты;
  • получить визуализированные материалы, которые отражают внутренний мир человека;
  • наладить творческое общение;
  • развить чувство самодостаточности, повысить самооценку;
  • научить контролировать свои мысли, чувства и действия;
  • развить творческий потенциал.

Функции

Методы такой терапии несут в себе несколько функций:

  • Рефлексивно-коммуникативная. Благодаря процессам творчества происходит коррекция личности, формируются навыки правильной и адекватной оценки ситуации, развивается способность человека к жизни в обществе.
  • Катарсистеческая, или опустошающая. Психологи считают, занятия художественным творчеством помогают пациентам избавляться от негативных мыслей, страхов и фобий.
  • Регулятивная. Происходит снятие напряжения, человек получает положительные эмоции, за счет чего моделируется восприятие окружающего мира и сосредоточенность на процессе.

Для психологической коррекции используются разные виды творчества: рисование, лепку, создание кукол, танцы, музыку, театр или кино, песочный тренинг. Каждый человек может выбрать то, что ему больше всего нравится и развиваться в этом направлении. Однако из всей этой массы активно используются такие техники арт-терапии:

  • Изотерапия – воздействие на психоэмоциональный мир пациента при помощи живописи или скульптуры. Такое лечение выбирается для пациентов, которые плохо владеют устной речью, не могут правильно сформулировать или выразить свои мысли, чувства, переживания.
  • Библиотерапия – лечение чтением книг. Литература подбирается исходя из поставленных задач реабилитации и эмоционального состояния пациента. Важно, чтобы пациент не просто прочел книгу, а обсудил прочитанное с близкими, поделился своим пониманием изложенного текста.
  • Имаготерапия – лечение через театральные образы. С помощью этой методики психотерапевты учат своих пациентов правильно реагировать на тяжелые жизненные ситуации, контролировать свои чувства, развивают способности к перевоплощению. Зачастую трудное актерское мастерство способствует развитию правильной техники речи и координации.

Упражнения арт-терапии

Существуют разные арт-терапевтические упражнения, которые можно выполнять, не выходя из собственного дома. Проводить занятия можно как самостоятельно, так и в кругу семьи: с детьми или мужем.

Главное – создать спокойную, уютную атмосферы и подготовить все необходимое.

Поскольку основная задача этой методики – изменить плохое внутреннее состояние на хорошее, привести в норму мысли и чувства, то дома можно попробовать простое упражнение «Настроение»:

  1. Возьмите плотный чистый лист бумаги, цветные фломастеры, краски или карандаши.
  2. Нарисуйте на бумаге собственное настроение, используя ассоциативные предметы и фантазию.
  3. После того, как картина будет готова, добавьте в нее немного красок. Попробуйте сделать рисунок ярче или дорисовать мелкие детали – проще говоря, измените свое настроение ы лучшую сторону.

Еще одно простое задание изобразительного творчества из мира психологии поможет познать себя, лучше разбираться в эмоциональных переживаниях. Называется оно «Автопортрет». Он помогает поднять самооценку, стимулирует на работу над собственной внешностью:

  1. На бумаге нарисуйте себя самого: только портрет, по пояс или в полный рост.
  2. Когда рисунок будет готов, рассмотрите его, подумайте: что бы вы хотели изменить или добавить.
  3. Дорисуйте недостающие детали картинки.

Арт-терапия для детей

Назначается детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сиротам. Она помогает в реабилитации после операций.

Нужна методика в кризисные периоды подросткам и маленьким из благополучных семей: при первом посещении детского садика или когда ребенок пошел в первый класс.

Групповые занятия помогают найти способы общения с другими детьми, реализовать себя в творческом самовыражении, учат усидчивости. В зависимости от проблем выбираются такие методы арт-терапии в работе с детьми:

  • Детям, скупым на эмоции, для самопознания арт-терапевт порекомендует занятия, направленные на передачу характера предмета. Применяются: лепка из пластилина или глины, рисование.
  • При межличностных конфликтах в детском коллективе или семье выбирается комплексный подход – создание художественного объекта, где каждый участник должен внести свой вклад в занятия по арт-терапии.
  • Если у ребенка есть сильные страхи, он молчалив и угрюм – попробуйте рисование.
  • Активным деткам подойдут такие направления психотерапии: танцы, пение или гимнастика.

Отзывы

Сергей, 42 года

У моего тестя был микроинсульт. После того, как мы забрали его домой, он стал зацикленным на внутренних переживаниях, молчаливым. Решить психологическую проблему помогли индивидуальные занятия живописью. Арт-терапевт вернул нам прежнего человека – сейчас он охотно возится с внуками, улучшалась координация, он снова стал душой компании.

Александра, 35 лет

Моему ребенку поставили диагноз – нарушение речи. После того, как он прошел пятимесячный курс творческой терапии, наметились значительные изменения. Занятия групповой психотерапией и опытный специалист по лепке заставили его больше общаться со сверстниками, научили усидчивости, развили фантазию и улучшили речь. Сейчас он болтает без умолку.

Информация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Источник: https://sovets.net/13316-art-terapiya.html

Открываем в детях удивительные таланты с помощью арт-терапии

Арт-терапия Для Детей – Задачи и Методы Терапии

Дорогие читатели, знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми.

Многие упражнения можно с большим успехом предлагать ребенку дома, при этом достигая сразу нескольких целей: и весело провести время, и понять, что тяготит вашего малыша, и помочь ему мягко решить возникшую трудность.

Ведь в арт-терапии для детей используются отнюдь не горькие пилюли и микстуры, а то, чем и так богато и счастливо детство – творческое мышление, фантазию, яркие образы и самые любимые деткам занятия. Скажите, кто из детишек откажется лишний раз порисовать, потанцевать, поиграть в интересную игру?

Сегодня на блоге мы познакомим вас поближе с арт-терапией в работе с детьми, и предложим подборку веселых игр-упражнений, которые можно применять дома, со своим ребенком.

Я передаю слово ведущей рубрики Счастливый ребенок  Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Когда речь заходит об арт-терапии, я не могу остановиться, перечисляя ее многочисленные плюсы. Наверное, это связано с тем, что я сама – арт-терапевт, и за моими плечами – годы работы с детишками в этом методе.

Но все равно, каждый раз, наблюдая новые успехи малышей, их большие и маленькие открытия, а также необыкновенные перемены, я поражаюсь снова и снова. Казалось бы, просто рисунок, игра в песочнице, танец, сказка.

Но как благодаря им меняется мир, и вокруг, и внутри нас!

Но давайте же сначала познакомимся поближе с арт-терапией, и узнаем, с чем же ее «едят».

Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми и ее задачи

Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством.

Но для целей арт-терапии совсем не обязательно быть гениальным художником, музыкантом или поэтом с «профильным» образованием.

Достаточно просто взять в руки необходимые для того или иного вида творчества инструменты, расслабиться, отпустить внешнюю суету и переживания, и погрузиться в процесс.

Однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии. Обычная лепка, танец, рисование еще не являются лечением. Но нужным образом направленное, скоординированное творчество (не путать со специальным обучением творчеству – по сравнению с ним арт-терапия более спонтанна) способно помочь:

  • отреагировать непрожитые эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей;
  • диагностировать психологические проблемы;
  • в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления;
  • облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми;
  • повысить самооценку;
  • научиться контролировать собственное внутреннее состояние;
  • справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями;
  • приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации;
  • получить удовольствие от самовыражения.

Казалось бы, «просто» детские шалости. А какое огромное влияние они оказывают на человека!

Арт-терапия прекрасно работает и с взрослыми «пациентами». Но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса! Может быть, потому что нам, большим тетям и дядям, не так-то легко отключить в себе контролера и «надзирателя» и безоценочно творить?

Виды и методы арт-терапии в работе с детьми

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:

Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.

Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.

Библиотерапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..

Сказкотерапию – лечебное воздействие с помощью терапевтической метафоры. Клиенты сказкотерапевта изучают готовые сказки, проигрывают их, меняют начало или окончание, пишут свои сказки.Более подробно о ней можно прочитать в статье Сказкотерапия для мягкого решения детских проблем

Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.

Цветотерапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.

Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.

Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.

Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;

МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами.

Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.

Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.

Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.

Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.

В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Да-да, это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!

Упражнения для занятия арт-терапией с детьми

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с детишками, и заодно почувствовать себя чуточку арт-терапевтом. Для знакомства с методом возьмем самые, на мой взгляд, простые и быстрые, а также очень любимые детьми направления – изотерапию и песочную терапию.

Изотерапия

Фактически все дети любят рисовать. Почему бы не позаниматься вместе с детишками? Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать. Для начала предложите ребенку самому выбрать, чем бы ему сейчас хотелось порисовать.

Каракули

Очень простое и доступное упражнение. Предложите крохе взять карандаши или краски, и нарисовать любые линии. Можно рисовать любым цветом, с любой силой нажима, любой формы и размера. В ходе рисования попробуйте найти в линиях какой-то образ, вместе с ребенком дорисуйте его.

А можно и не искать в каракулях смысл, и просто водить карандашом по бумаге, таким образом самовыражаясь.

Рисование рукой

Чудесный способ позволить ребенку испытать неимоверную радость! Ведь обычно «пачкать» руки нельзя, а тут вдруг можно! Предложите малышу порисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь или специальные пальчиковые краски. Не надо давать какое-то определенное задание. Просто позвольте крохе раскрепоститься, нанося размашистые, беспорядочные мазки, и испытывая необычные тактильные ощущения и выходя за рамки дозволенного.

С помощью данного упражнения можно скорректировать состояние страха, подавленности, тревожности.

Рисование музыки

Предложите ребенку краски, кисточки, бумагу, включите запись классической музыки, например, Моцарта или Чайковского. И попросите нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета. Так, как он сам почувствует.

Благодаря данному упражнению ребенок учится выражать на бумаге свои эмоции и чувства, а также развивает воображение.

ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ

Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря

Узнать больше …

Упражнение «Цветок»

Ребенку постарше можно предложить упражнение «Цветок». Дайте ему бумагу, кисти и краски, карандаши. Попросите закрыть глаза и представить чудесный цветок. Какой он? Какой у него запах? Где он вырос? Что вокруг него? А теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует нарисовать все то, что только что представил.

Вместе с ребенком придумайте историю о цветке. Какое у него настроение? Что он любит? Как проходит его день и т.п. Если история идет в грустном ключе, предложите дорисовать картинку или изменить историю в позитивном направлении.

Такое упражнение помогает развивать фантазию, снимать эмоциональное напряжение.

А сейчас давайте посмотрим, как можно интересно провести время с детьми на занятиях лепкой. О чем можно поговорить, что нам расскажут нам детские поделки.

Песочная арт – терапия для детей

Песок – чудесная среда для развития навыков ребенка и даже для коррекции и терапии имеющихся проблем. Сам по себе песок приятный наощупь, сыпучий, легко заполняет любую форму, с ним дети могут играть часами. Вспомните хотя бы, что происходит на берегах морей и рек, а также возле больших песочниц во дворе. Детей не оторвать от песка!

«Волшебные» свойства песка не могли остаться незамеченными специалистами. Песочница активно используется в психологическом, арт-терапевтическом процессе. Правда, психологическая песочница должна иметь определенные размеры – 50*70*8 см, и изнутри выкрашена в синий или голубой цвет, как символ неба и воды.

Но в домашних условиях мы можем использовать и подручные средства – небольшие подносы, ящички, даже пластиковые тазики, наполненные песком. Главное условие – песок должен быть безопасным для ребенка, то есть чистым и обеззараженным. Для этого можно купить специальный песок, или взять обычный, промыть его и прокалить в духовке.

Также для игр понадобятся небольшие фигурки – высотой до 8 см. Это могут быть куклы, фигурки животных, деревья, домики, предметы интерьера, природные материалы. У психологов обычно имеется целая коллекция таких игрушек. Но дома достаточно иметь хотя бы минимальный набор.

Знакомство с песком

В самом начале предлагаем ребенку «познакомиться» с песочницей:

«Поздороваться» с песком (помните, что игра в песочнице – это уже создание сказки, а в сказке все живое).

Поскользить ладошками по песку прямыми линиями, круговыми движениями, как змейки, или зигзагообразно. Затем то же самое сделать ребрами ладоней.

Набрать песок в ладонь или сразу в две, и высыпать тонкой струйкой.

Закопать в песок ладошки, затем их «найти», приговаривая: «А где же наши ручки? Куда они спрятались?».

Положить в песок раскрытую ладошку и закрыть глаза. Потом мама или папа насыпает песок на пальчик, а кроха должен угадать, на какой палец попал песочек.

Оставить следы на песке. Можно предложить малышу попрыгать пальчиками по песку, как зайка, пройтись, как большой медведь, или проползти, как ужик.

Обязательно обсуждайте с ребенком его ощущения, разницу в оттисках, задавайте вопросы. Не стоит навязывать своего мнения, слушайте своего ребенка и помогайте ему, не поправляя и ни в коем случае не критикуя. Обязательно похвалите за успехи.

Создание волшебного мира

Для того чтобы познакомиться поближе с переживаниями и чувствами ребенка, можно предложить ему следующее упражнение. Нужна песочница и набор маленьких фигурок. Инструкция к заданию такова:

«Представь, что ты – настоящий волшебник. Перед тобой – сказочная страна. И ты можешь наполнить ее всем, чем хочешь. Создать любые природные условия, населить людьми, животными или другими существами. Располагай их так, как тебе хочется».

Обычно детки с огромной радостью начинают творить, сразу погружаются в свой мир. Уже по тому, с чего ребенок начинает «строительство», как он подходит к процессу, можно многое узнать о нем самом.

Он быстро-быстро все построил, действуя крупными мазками? Или медлит, долго обдумывает свое решение, не может никак определиться с местом для фигурки? А, может, переставляет каких-то персонажей все время, не в силах подобрать им место?

Когда мир будет создан, и малыш скажет, что он закончил, обсудите с ним картину. Расспросите, кто живет в этой волшебной стране, как она называется, чем занимаются жители, что с ними происходит.

Если ребенок озвучил какую-то проблему с героем – например, этот тигр очень злой, и ему плохо – попробуйте вместе найти решение. Может, тигру просто нужен друг? Или он должен делать то, что ему нравится? «Идите» за ребенком, продолжая его мысли.

И вы сами удивитесь, насколько эффективным может быть это упражнение.

Аналогично можно предложить ребенку создать картину «Моя семья», «Мои друзья», и узнать, каким малыш видит свое окружение, что можно изменить в этой системе в лучшую сторону.

Упражнений и техник арт-терапии в работе с детьми существует великое множество. Они помогают развивать воображение, моторику, реализовывать творческие способности. Но совсем не обязательно дома, занимаясь с малышом, следовать каким-то строгим инструкциям.

Арт-терапия во многом – спонтанность, основанная на чутье, умении видеть и принимать другого, понимать его без слов, через искусство. Подбирая техники, учитывайте возраст ребенка, его психоэмоциональное состояние. Ведь кто, как не мы, родители, способны лучше всех чувствовать своего ребенка?

Не старайтесь влиять на результат творчества. Цель арт-терапии – не создание шедевров, а простое и доступное самовыражение, возможность познакомиться со своим внутренним миром и помочь ему стать ярче, веселее, светлее. Хотя, порой люди открывают в себе просто удивительные таланты…

Я искренне желаю вам и вашим семьям здоровья и счастья! Творите на радость!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за мысли. Занимайтесь с детьми, развивайтесь обязательно и сами. Ведь такие методы и нам, взрослым могут быть очень интересны. Не так давно я сама для себя открыла фототерпию. Очень понравился мой опыт. О нем я писала в статье Пробуждение себя через фототерпию

Приглашаю почитать также другие статьи в нашей рубрике. Перейти в нее можно, кликнув но кнопке ниже.

Рубрика Счастливый ребенок

И для души и настроения приглашаю вас посмотреть песочную анимацию Как ослик счастье искал.

Варенье из винограда — рецепты из разных странВ каких продуктах содержится клетчаткаБерезовый сок – настоящий весенний эликсир для нашего здоровьяФотогеничная «колючка» расторопшаПодготовка к УЗИФото на холсте

Источник: https://irinazaytseva.ru/art-terapiya.html

Арт-терапия Для Детей – Задачи и Методы Терапии

Арт-терапия Для Детей – Задачи и Методы Терапии

Арт-терапия, которая в буквальном смысле переводится как «лечение искусством», представляет собой эффективный и увлекательный комплекс методов психологической коррекции и оздоровления.

Разработанный в середине прошлого века, такой метод с успехом применялся в Европе и США для психологической работы с детьми, которых вывезли из фашистских лагерей.

Сегодня терапия искусством не только не утратила популярности, но и получила всеобщее распространение, особенно для лечения дошкольников, а также детей-инвалидов. Из данной статьи узнаем, что представляет собой арт-терапия для детей и каковы ее задачи.

Задачи арт-терапии

Рассматриваемый метод психологической помощи весьма полезен детям с различными психологическими заболеваниями, такими как: нарушение речи или задержка умственного развития.

Упражнения арт-терапии помогают малышам побороть агрессию и негатив, научиться выражать свои взгляды и чувства, поднять самооценку, решить имеющиеся конфликты и проблемы, а также привести свои мысли и чувства к гармонии.

Несомненными плюсами такого метода является его доступность и отсутствие противопоказаний.

Перед арт-терапией стоят следующие задачи:

  • выявление психологических проблем;
  • вывод наружу скрытых мыслей и чувств;
  • возможность выпустить, отработать агрессию и негативные эмоции;
  • усиление эффективности психотерепевтического лечения;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение самооценки;
  • помощь в установлении социальных контактов;
  • концентрация на собственных чувствах и ощущениях.
  • развитие самоконтроля.

В общем смысле целью арт-терапии является «переключение» активности полушарий мозга. Как известно, левое полушарие отвечает за разум и сознание. Оно является цензором, который не позволяет выходить наружу эмоциям и чувствам.

Данный метод психологической помощи, посредством творческой деятельности, помогает активизировать работу левого полушария, запуская тем самым бессознательные процессы, которые и выпускают наружу подлинные переживания.

Такая работа приводит к осознанию и исправлению внутренних страхов, комплексов и «зажимов».

Методы арт-терапии

На сегодняшний день существует множество методов арт-терапии, а все потому, что этот способ психологической помощи охватывает все сферы искусства и творчества. Перечислим самые основные:

1. Изотерапия (работа, связанная с изобразительным искусством, лепкой и рисованием позволяет раскрыть свой творческий потенциал, избавиться от комплексов, обретя уверенность в себе).

2. Сказкотерапия (знакомство со сказками, которые помогают детишкам избавиться от комплексов, найти выход из затруднительного положения, не терять силы и веру).

3. Танцевальная терапия (обучение танцам применяется для избавления от комплексов, а также в качестве профилактики неврозов).

4. Библиотерапия (используется для школьников, которым подбирают специальную литературу для отвлечения от негативных мыслей, борьбы с неврозами и другими проблемами эмоционального плана).

5. Драматерапия (ролевые игры и сценки с нестандартными условиями, которые помогают ребенку приобрести коммуникативные навыки и адаптироваться в окружающем мире).

6. Музыкотерапия (постукивания, хлопки и игра на музыкальных инструментах, помогающая избавиться от стресса и развить художественные способности).

7. Игротерапия (посредством игрушек дети моделируют жизненные ситуации, выпуская наружу свои страхи и желания, а значит, преодолевают психологические трудности).

8. Цветотерапия (известно, что зеленый цвет помогает быстрее восстановить силы, а голубой – быстро успокаивает; благодаря подбору вещей и предметов определенного цвета, ребенок может решить множество психологических проблем).

9. Песочная терапия (работа с песком успокаивает, помогает победить комплексы и страхи, снимает эмоциональное напряжение).

10. Куклотерапия (создавая куклу, ребенок вкладывает в них собственную боль, освобождая себя от негатива; такая терапия помогает раскрыть себя и избавится от психологических проблем).

Арт-терапия для детей – это уникальный способ психологической коррекции, помогающий ребенку увидеть мир гостеприимным и прекрасным. Берегите своих детей!

Источник: https://www.ja-zdorov.ru/blog/art-terapiya-dlya-detej-zadachi-i-metody-terapii/

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Арт-терапия Для Детей – Задачи и Методы Терапии

Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками и подростками психологи используют такой метод работы, как арт-терапия. Его популярность растёт с каждым днём, а результативность не прекращает удивлять родителей и детей.

Арт-терапия для детей

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия в переводе с английского языка – «лечение искусством». Для малышей и взрослых арт-терапия представляет собой некий комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния.

Впервые арт-терапия с детьми была применена в США после Второй мировой войны. Тогда этот метод использовали для диагностики и выявления проблем у детей, которых вывезли из концлагерей.

Сегодня арт-терапия не только не потеряла свою популярность, но и получила куда более широкое применение.

С развитием психологической практики прогрессировали методы работы с людьми, которые нуждались в коррекции своего психологического состояния.

Задачи детской арт-терапии

Как известно, левое полушарие отвечает за логическое мышление. Правое служит пусковым механизмом для процессов, которые помогают подлинно выразить чувства и переживания с помощью искусства и творчества.

Занятия арт-терапией с детьми позволяют синхронизировать работу обоих полушарий.

И в итоге совместная работа полушарий мозга будет направлена на то, чтобы осознать и исправить внутренние проблемы, страхи, комплексы и другие отклонения в психологическом равновесии.

Детская арт-терапия применяется для достижения следующих целей:

  1. Диагностировать психологические проблемы ребёнка.
  2. Наименее безболезненным способом вывести наружу подавленные эмоции, чувства и мысли.
  3. Усилить эффективность осуществляемой психотерапии.
  4. Научить ребёнка концентрироваться на ощущениях и чувствах.
  5. Облегчить процесс установления контакта с ровесниками и окружающими людьми.
  6. Развить творческие способности.
  7. Развить навык самоконтроля.
  8. Повысить самооценку.

Арт терапия в работе с детьми

В современном мире детская арт-терапии применяется не только психологами. Во многих детских садах и школах этот метод психологической помощи применяется как часть методической программы для развития ребёнка и формирования его личности.

Стоит помнить, что при работе с агрессивными детьми могут возникать некие трудности: ребёнок может проказничать, ломать что-то, рвать. Однако это вовсе не значит, что арт-терапия не сможет им помочь.

Просто агрессия требует немного больше времени для коррекции.

Разновидности арт-терапии

Благодаря своему активному развитию, методы арт-терапии для детей сумели охватить практически все аспекты искусства и деятельности, имеющей отношения к творчеству. Большая их часть применима для детей разных возрастов. Главное, правильно применить ту или иную технику в зависимости от возраста детей.

На сегодняшний день широкое распространение получили следующие виды арт-терапии:

  1. Изотерапия.
  2. Цветотерапия.
  3. Библиотерапия.
  4. Данс-терапия.
  5. Музыкотерапия.
  6. Терапия с использованием ткани.
  7. Драматерапия и др.

Обилие видов арт-терапии подтверждает то, что лечение искусством необычайно универсально и результативно.

Монотипия

Монотипия – техника рисования с помощью отпечатков. Для её исполнения понадобятся краски (акварель или жидкая гуашь), чернила, тушь и гладкая поверхность, которая не впитает в себя краску. В качестве такой поверхности могут быть использованы пластиковые предметы, линолеум, бумага с плотной глянцевой поверхностью.

Монотипия – « история одного отпечатка»

На поверхность наносится рисунок из пятен, линий или нечто иного. После этого к рисунку прикладывают лист бумаги. В результате получается зеркальный отпечаток рисунка. Лист бумаги с отпечатком дают ребёнку. Его задача – описать те образы, которые он увидел на отпечатке.

Песочница

Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу.

Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Результаты игры с песком нельзя интерпретировать.

Воспитателю нужно наблюдать за процессом, а не руководить им. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.

Песочная терапия в детском саду

Музыкотерапия

Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности.

Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах.

Музыкотерапия ориентирует педагога и детей на взаимное сотрудничество, на интеграцию различных видов деятельности.

Танцевальная терапия

Терапия с помощью танца – групповая арт-терапия с детьми, которая направлена на борьбу с комплексами и помощь в установке социальных контактов. Применение этого вида арт-терапии по рекомендации психотерапевта позволяет побороть комплексы и научиться выражать свои эмоции и переживания посредством движений тела.

Танцевальная терапия с детьми

Сказки

С дошкольниками можно эффективно работать, используя сказкотерапию, преследуя терапевтическую коррекционную цель. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни. На сегодняшний день психологи и психотерапевты могут применять в своей работе следующие разновидности сказок:

  • Психокоррекционная сказка. В таких сказках освещается конкретная проблема, которая гложет малыша. Выполняя эту задачу, важно помнить, что ситуация в сказке не должна полностью совпадать с историей ребёнка. В ходе рассказа ребёнку необходимо принимать решения или делать выбор. Это и поможет решить существующую проблему.
  • Авторская художественная сказка. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы. Таковым может быть проблема воровства или же отношений с родителями и многое другое.
  • Сказки о превращении. Наиболее распространённым направлением применения этой разновидности сказок является коррекция деткой самооценки.
  • Сказки-страшилки. Психологами они используются для того, чтобы оказать сопротивление боязням, фобиям, детским страхам. Рассказывать их необходимо с протяжной интонацией и «страшным» голосом. Стоит помнить, что конец такой сказки должен быть смешным.

Сказкотерапия подходит и маленьким, и взрослым

Игротерапия

Терапия играми используется для того, чтобы усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход.

Арт-терапия для подростков

Подростковый возраст является одним из сложнейших периодов в становлении личности человека. В пору полового созревания могут появиться и получить своё продолжение многие проблемы психического или психофизического характера. Именно поэтому психологи рекомендуют уделять этой возрастной категории детей усиленное внимание и работать с ними интенсивнее.

Арт-терапия для подростков

Значение арт-терапии для подросткового возраста

Для того чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье подростка, рекомендуется использовать гибкие методики терапии.

Применять арт-терапию для подростков с девиантным поведением необходимо, поскольку её методики максимально соответствуют понятию гибкости.

Например, при помощи раскрашивания можно успокоить нервы, а поделки снизят уровень агрессиии и помогут отпустить тревожную для ребёнка ситуацию.

С помощью предложенных специалистами методик и упражнений можно повысить самооценку, избавить подростка от негативных мыслей и эмоций, побороть комплексы, стресс и фобии, укрепить память и развить мыслительные процессы.

Формы работы с подростками

На сегодняшний день известны две формы арт-терапии в работе с подростками:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Как показывает практика, групповые виды упражнений оказываются более полезными и результативными, чем индивидуальные занятия. Групповая арт-терапия для детей и подростков обладает следующими преимуществами:

  1. Развивает умение слушать окружающих.
  2. Развивает способность оказать поддержку.
  3. Помогает совместно решать проблемы коллектива.
  4. Помогает сформировать положительный семейный опыт.
  5. Даёт возможность подростку ощутить свою независимость.

Правильно применённые методы и техники арт-терапии позволяют гарантировать такие процессы, как принятие себя и своей индивидуальности, развитие творческих способностей и развитие многих полезных социальных навыков.

Арт-терапия детей и подростков

Современная арт-терапия может быть использована в качестве профилактики подростковой депрессии, которая достаточно опасна при становлении личности человека.

Упражнения для групповой работы

Для устранения у подростков депрессии и прочих проблем используются различные упражнения. Из этого разнообразия можно выделить упражнения, которые пользуются наибольшей популярностью, и, соответственно, приводят к хорошим результатам.

Сотворение мира

Задача каждого участника группы – придумать свой мир, страну или государство и изобразить его на бумаге. После того как все рисунки будут закончены, необходимо презентовать свой рисунок. В презентацию мира входят:

  1. Описание населения.
  2. Описание деятельности населения.
  3. Описание традиций и культуры.
  4. Представление законодательной базы.
  5. Изображение герба и флага.

Настроение

Подросткам в группе необходимо нарисовать то настроение, в котором они пребывают в данный момент времени. Руководитель следит за тем, что изображает каждый участник группы. Если на рисунке изображено что-то негативное, то ведущий просит взять ещё один лист и нарисовать то, что могло бы исправить ситуацию. Когда все рисунки выполнены, группа занимается их совместным обсуждением.

Арт-терапия и настроение

Моё любимое животное

Участники группы должны изобразить себя в виде того животного, которое они любят больше всего. Когда рисунки закончены, их показывают остальным участникам группы, интерпреитируют, описывают. Ведётся обсуждение.

Заключение

Арт терапия – современное направление в психологии, которое позволяет решить большую часть существующих проблем детей и подростков. Одной из таких проблем может быть невроз.

Широкое разнообразие упражнений арт-терапии позволяет использовать их и в детсадах, и в школах, дома.

А также этот вид психологической коррекции может быть элементом программы, которую использует детский летний лагерь.

На сегодняшний день существует множество различных упражнений для детей разных возрастов. В некоторых странах для поддержания психического здоровья детей арт-терапия обязательно должна сопровождать процесс обучения.

Источник: https://psyhoday.ru/stress/art-terapiya-dlya-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.